1970-й год принято считать годом основания школы. Но она работала еще в 40-х годах как корейская. Тогда учебное заведение находилось в ветхом здании на улице Восточной. Первым директором школы стал Н.И. Смирнов, ветеран войны и учитель физики. Сейчас же учреждением руководит Е.В. Демидов.
Как и в любом храме знаний у нас есть два ветерана, работающих намного дольше остальных.
Раиса Ивановна Королёва, учитель физики.
- Здравствуйте, Раиса Ивановна! Как долго работаете педагогом?
- Более 50-ти лет.
- Когда Вы решили стать учителем? Почему?
- Решила после окончания школы. Мне не хотелось целенаправленно заниматься литературой и историей или идти в технический вуз. Оставался только пединститут, где можно заниматься и тем и другим.
- Как думаете, что нужно абитуриентам, чтобы стать выдающимися физиками?
- Талант и трудолюбие. Если есть работоспособность, желание, то, пожалуйста.
- Вам близко мнение, что талант – это 1% врожденного и 99% усилий?
- Да, соглашусь. К примеру, Ландау был необычайно талантлив, но он и трудился, поэтому многого достиг.
- Часто ли Вам приходилось переступать через свои личные принципы?
- Приходилось нечасто, из сострадания. Есть дети, которые не любят физику, но работают. Очевидно, что человек не разбирается в предмете, но если он трудится, я ставлю пять.
- Какое Ваше кредо по жизни?
- Стараюсь хорошо относиться к людям. Не обижать окружающих.
- Какой совет можете дать подрастающему поколению?
- Трудно давать советы, когда их не просят. Добивайтесь своего. Трудитесь ради цели. Не вините в своих неудачах кого-то, кроме себя.
- Что с каждым десятилетием меняется в нашей школе?
- Поменялись дети. Стали более грамотными, развитыми, продуманными, так сказать. Раньше мы про всех все знали, к нам могли обратиться с бедами. А сейчас вы все утаиваете. У вас свои жизни, и с нашими соприкосновений мало.
- А что остается неизменным?
- Доброе отношение. Любым детям нужно взаимное доброе отношение. И тогда все получится.
Валентина Петровна Котелянец, преподает химию, выучила не одно поколение поронайцев.
- Здравствуйте, Валентина Петровна! Вы готовы?
- Всегда готова!
- Отлично. Как долго Вы преподаете химию?
- 57-й год.
- Ого, впечатляюще! А где Вы получали образование?
- В Южно-Сахалинском педагогическом институте. Мы были пятым выпуском, переезжали из старого института в новый.
- Были ли у Вас химики в семье? Кто Вас вдохновил пойти по этой стезе?
- Не было, но были хорошие учителя в школе: учительница химии, прекрасная учительница географии. На их уроках я сделала выбор.
- Какой предмет Вам тяжело давался в школе?
- Скорее предметы математического цикла.
- Поделитесь, как Вам удается сохранять терпение и выдержку вот уже 57-й год?
- Наверное, потому что закалка старая. Я каторжанский потомок, дербентский (Александровское поселение). Видимо, оттуда идут терпение, труд, выдержка, сила воли.
- Какого преподавателя будут уважать все ученики?
- Того, который найдет путь к ним. Прежде всего нужно уважать учеников, узнавать причины поведения. Тогда легче работать.
- Кому не подойдет профессия учителя?
- Властному, недоброжелательному, завистливому, трусоватому человеку.
- Да, нужна большая доблесть, чтобы работать учителем. Учитель учится чему-то у своих учеников. А чему научились Вы?
- Обучение – обоюдный процесс. Мы у них учимся, а они – у нас. Учимся всему: и сленгу нынешнему в том числе! Также учимся доносить до них материал учебный, потому что нынешнее поколение – это не то. Не умеют учиться, а мы не можем их научить учиться. Почему так? Не знаю.
- И Вы хотели бы их этому научить?
- Конечно, но не всегда получается.
- А у вас есть любимая цитата об учителях, которая вас мотивирует?
- «Терпение и труд все перетрут». Только так.
- Какой Ваш девиз жизни?
- Не сдаваться. Идти вперед, ничего не бояться. Двигаться, биться, и все равно цели добиваться. По-другому не могу, так всю жизнь было.
- Чем Вы занимаетесь в свободное время?
- Вышивала, теперь разгадываю кроссворды, ключворды. Меня тянет мозги развивать.
- Вы в очень бодром расположении ума. Как думаете, ваша образованность, стремление развиваться способствуют этому?
- Я думаю, да.
- Недаром ведь говорят, что людям, которые не перестают развиваться, не грозит синдром Альцгеймера.
- Ну да. Порой вместе с внуком вспоминаю различные стихи из школьной программы. Он просит продолжить их.
- В нашей школе Вы – единственный учитель, кто ставит колы, а не двойки. Почему именно колы?
- Ну, это же пятибалльная система! Двойки означают, что ученик что-то отвечал. А если ни слова, то это оправданно. Тогда-то ученик начинает заниматься.
- Какие книги Вам хотелось бы иметь на необитаемом острове?
- О жизни, о мужественных людях. В нынешнее время есть такие мужественные поступки, и я думаю: «Боже мой, а смогла бы я так?». Всегда к себе примеряю.
- Как думаете, что меняется в нашей школе с каждым десятилетием?
- К сожалению, меня, как учителя, не радует ничего абсолютно. Интерес к учебе потерян. Мало тех, кто стремится достичь чего-то знаниями. Сейчас ищут где-то в Интернете, а в мозгах-то ничего не остается. Качество обучения и его прочность – огромный вопрос.
- А что остается неизменным?
- Привычный ритм. Переменки, четверти, каникулы. Это все - своеобразный ритм школы. Его ничем не заменишь.
- Какой совет Вы могли бы дать молодому поколению учеников?
- Выбирайте душой, что вам больше нравится, и стремитесь. Хотя бы этот круг знаний получайте, чтобы быть хорошими специалистами. А самое главное – быть человеком. Кем бы вы ни были, пусть учитесь на тройки. «Человек - это звучит гордо», - как писал Горький. Будьте достойными этого биологического термина. Верно?
* * *
Учителя нашей школы – неотъемлемая часть ее истории. Юбилей и жизнь школы – заслуга всех, кто каждый день приходит сюда. В строгих учительских и детских румяных лицах мы видим отпечатки прошлого и настоящего. С твоим юбилеем, родная Школа!
Екатерина Белова, ученица 10 класса МБОУ СОШ № 2