В начале встречи председатель Собрания депутатов Александр Урюпин напомнил предысторию, в которой было несколько встреч по этой теме, претензии к работе мусорной компании, обсуждение и выработка предложений по улучшению ее деятельности на территории городского округа.
Затем обсуждали несвоевременность вывоза крупногабаритных отходов, повреждение ограждений и контейнеров во время этого процесса, нарушение графика вывоза ТКО от юрлиц и отсутствие работы с ними со стороны оператора, неправильный расчет стоимости услуги и недостаток пластиковых контейнеров. Попутно поспорили о методе расчета тарифов от квадратуры жилплощади, а не от количества проживающих на ней.
Относительно юридических лиц говорили о том, что свои отходы они зачастую складируют на площадках для мусора у многоквартирных домов. Либо мусорная компания не соблюдает график вывоза, либо юрлица не имеют договоры с ней на вывоз.
От имени компании первый зам. руководителя Лилия Степанова высказала подозрение, что проблема может быть в контрагентах – мол, так они пишут договоры, оговаривая вывоз мусора, например, не чаще одного раза в месяц. Потому скапливается. Она также пыталась объяснить присутствующим, что повлиять на лиц, не желающих заключать договоры, они не могут. На это есть природоохранная прокуратура или административная комиссия. Секретарь последней Елена Тетерина парировала, что это не компетенция комиссии, для которой основанием для вмешательства может быть только некое событие, а не отсутствие или наличие документа.
Чтобы не терять из поля зрения производителей мусора и не поощрять их исчезновение из договорных отношений, вице-мэр Денис Кан предложил компании заключать с ними договоры не на год, а долгосрочные лишь с возможностью пересмотра расценок. Вспомнил, что ранее уже предлагал оператору проводить работу с уклоняющимся от заключения договоров при помощи мэрии. Например, по пять человек приглашают к нему в кабинет и там, с участием представителей компетентных органов, «уклонистов» убеждают поступать правильно. Как сказала об этом депутат облдумы Наталья Захарчук, рычаги воздействия есть.
У мусорщиков должен быть также четкий и понятный график вывоза отходов. В каких-то случаях – другой. Как в с. Восток, где жалуются, что машина по так называемой позвонковой системе за мусором приезжает слишком поздно и на стоянке стоит меньше десяти минут. Кто-то не выходит к машине, кто-то опаздывает. Оттого там образовалась несанкционированная свалка, содержимое которой ветер, вороны, лисы, зайцы и еноты разносят по селу, когда-то считавшемуся показательно и даже образцово чистым.
У сельчан появилось предложение вернуться к прежнему графику вывоза мусора с приездом через день и с более ранним последним визитом мусоровоза. А представитель мэрии вспомнил о жителях одного из городских адресов, где контейнеры перенесли метров на 10-20 от прежнего места их расположения, и возмущенные люди стали оставлять свои отходы там, где проще и ближе, на углу дома. И ведь "добились" своего – поставили им туда контейнер.
Оказалось, что не так уж все плохо с другой проблемой. Ломанием аксессуаров площадок для сбора мусора. Бордюры, контейнеры и ограждения машины не щадили, когда в экипажах был только водитель. Не видели люди, куда правят. Сейчас за мусором приезжают по два человека, а качество уборки, в целом, стало лучше. Комплиментарное замечание по этому поводу сделала руководитель «Бумажника» Надежда Пуликова.
Лилия Степанова, впрочем, приняла информацию к сведению и, судя по ее реакции, в компании попробуют навести порядок и пойти навстречу пожеланиям граждан. Где это требуется. И сделала она это уже в ходе круглого стола, по пожеланиям присутствующих озвучив несколько телефонных номеров компании, по которым можно дозвониться и сообщить о проблеме:
8 914 740 48 77 - инспектор в Поронайске (От ред. - мы дозвониться так и не смогли); в Южно-Сахалинске - 8 (4242) 72 13 22, 72 10 79, 72 10 47; юрист 8 (4242) 72 13 23.
Потребовалось это после того, как в зале завели речь о телефонной недоступности компании. На нее пожаловалась представительница Гастелло, сказав, что основная проблема для села в том, что оплату начисляют, а мусор не вывозят.
Поговорили на «круглом столе» и о накладках с начислениями для жителей частного сектора. Во многих квитанциях платежи рассчитали на 100 кв. метров вне зависимости от реального метража жилья, появилась и некая пеня по задолженности с метров, взятых с потолка. Согласно объяснению Степановой, был технический сбой, перерасчет обязательно проведут и об этом будет уведомление через СМИ.
Выставлять населению пеню расчетчик, «Дальневосточная энергетическая компания» (через «Энергосбыт»), права не имеет. Степанова от имени своей компании извинилась перед населением.
Были из сел и хорошие новости. В Леонидово, например, по информации представительницы местного теротдела, любой мусор убирают нормально, контейнеры поставили.
Другие темы, связанные с работой «Управления по обращению с отходами», касались некомплекта новых пластиковых контейнеров на мусорных площадках, состояния техники компании и метода расчета тарифов.
Про мусорные ящики Лилия Степанова сообщила, что в городской округ должна прийти машина с «еврозахватом», станет их две, и количество ящиков можно будет увеличить. Про технику было сказано, что вопрос о ее нахождении в крытом автогараже решается (раньше стояла, но из-за каких-то проблем была выведена, а страдают работники, вынужденные заниматься ремонтом на открытом воздухе).
Про тарифы речь завела член общественной палаты городского округа Галина Бакирова, спросившая о причине, по которой за основу расчета взяли квадратные метры, а не количество проживающих. Раньше население городского округа платило с количества жильцов, остальные районы области - с квадратов, и как только ввели новый метод расчета, оплата заметно выросла… Смысл ответа был таким, что за всеми проживающими не уследить и возможно мошенничество с их стороны. Иначе говоря, квадраты считать проще и прибыльней.
Примерно таким же образом был прокомментирован интерес о возможности перерасчета в случае, когда в квартире временно отсутствуют жильцы. Как это предусмотрено для квартплаты. Для ТКО так не делают и, похоже, не собираются.
Как оказалось, общественная палата уже подготовила письмо по этим вопросам и готова направить его в нужные инстанции. Но уже здесь представитель одной из них, Наталья Захарчук, заверила, что большинству ее коллег-депутатов такой расчет тоже не по нраву, правительству они возражают, и по итогам первого квартала тема станет предметом очередного обсуждения.
Представитель правительства в чине советника, между тем, сообщила, что разрабатывается механизм снижения тарифов для некоторых категорий населения.
В завершение встречи прокурор города Алексей Степанов попросил устроителей «стола» передать в прокуратуру копию протокола, поскольку реализацию некоторых пожеланий и рекомендаций надзорный орган возьмёт под свой контроль и будет принимать меры реагирования, если исполнения не будет.
Николай Леонов