А помогли ей осуществиться учителя Елена Савенко, Галина Груздева, а также Ирина Романовская (учитель географии г. Бишкека) и Бажена Ли, врач фтизиатр Сахоблтубдиспансера, сотрудники Поронайского заповедника Андрей Душин и Равиль Алмакаев (им отдельное спасибо).
Мыс Терпения славится своим птичьим базаром. Вот и хотелось посмотреть, что это за базар такой птичий. Утро 16 июня выдалось туманным. На море небольшое волнение, некоторые из нашей компании загодя приняли драмину. Часов через 4,5-5 подошли к мысу. И вот первое знакомство. При приближении катера птицы, мирно дремавшие на воде, переполошились. Чистики поднимались с поверхности тяжело, долго разбегались, интенсивно хлопая по воде крыльями. И от этого было и смешно и как-то неловко. И вообще эти чистики чем-то напоминают пингвинов. Но в отличие от оных чистики умеют летать.
В расщелинах каким-то образом приютились чайки. Внимание привлекли красивые птицы. У них высокий сильно сжатый окрашенный клюв. Ипатка? Если это так, то есть одна особенность у этой птицы, которая отличает ее от других чистиковых. Только ипатка в состоянии взлететь с ровной поверхности, остальные чистиковые попросту бросаются вниз с крутых обрывов и отвесных карнизов. Наши ипатки просто сидели и не обращали никакого внимания на хомо сапиенсов с фотоаппаратами. Привыкли?
Тем временем погода улучшилась. Небо, море были красиво синего цвета. Знакомство с базаром продолжается, но с другой точки. Вид потрясающий!
Птицы в черном - это бакланы. На самом деле они не совсем черные. Мне показалось, что у них перья отливают зеленоватым блеском. Может это просто игра света. Чайки либо спят, либо скандалят. Что делят непутёвые? Места ведь много. Всем хватит.
А в воде рассыпались каменушки. От других уток каменушка отличима по окраске оперения: селезень тёмный с ржаво-рыжими боками, белым полулунным пятном перед глазом, белым ошейником, белыми пятнами и полосками по бокам головы и на туловище. Голова и шея у него чёрные, матовые. Самка тоже тёмная, с тремя белыми пятнышками на голове. Узнала, что коренные народы Сибири вообще не трогают эту красивую утку, так как у многих из них существует поверье, что каменушки - это души утонувших детей. Так ли это на самом деле, кто скажет?
Вы бывали на Острове Псов? Это крохотный остров находится в восьми милях южнее от полуострова Терпения. Площадь его составляет около 54 кв. м (длина скалы 450 м, ширина 30 м). Название «Робин айланд» - остров псов - ему дал штурман Коен в 1643 году (экспедиция голландского мореплавателя М.Г. Де Фриза).
Тридцать минут, и мы у острова. Перед нами предстало лежбище этих красивых животных. Лежбище напоминало пляж, который был переполнен. А у подножия скал лежало множество сивучей и котиков, как отдыхающие в Крыму или на Кавказе.
Котики! Морские котики!!! Очень красивые грациозные зверята. Морской котик обладает типичной для всех ластоногих внешностью. Их конечности сильно удлиненные и уплощенные. Ласты позволяют обтекаемому туловищу развивать при нырянии и плавании хорошую скорость – при необходимости морские котики разгоняются до 17-19 км/ч. Средняя скорость котиков в отсутствие опасности – 8-10 км/ч. Ушастые тюлени, к которым принадлежат и морские котики, - животные полигамные. Каждый взрослый самец – секач – стремится обзавестись собственным гаремом. Своих ластоногих дам секач ревниво оберегает от попыток других самцов сманить прелестниц. В гареме может быть и две-три, и несколько десятков самок. Заботливыми отцами секачей назвать нельзя. Когда самка отправляется в море, самец преспокойно может отшвырнуть собственного детеныша, если тот встретится секачу на пути. А может и попросту улечься на малыша.
Глаза морских котиков надежно защищены от воздействия воды – утолщенная роговица позволяет животному подолгу находиться под водой без угрозы зрению. Вторая особенность глаз – их размер и положение на морде дают широкий угол обзора. Морской котик видит все, расположенное впереди и позади него.
Уши морского котика сворачиваются в трубочку во время погружения: внешние края ушных раковин смыкаются при плавании, и вода не может попасть в ухо животного.
Эти милые зверушки пострадали из за своего красивого и прочного меха, что и послужило причиной активной охоты на него, которая велась начиная с середины XVIII в. Мех морского котика очень теплый и ноский, кроме того, он абсолютно влагоустойчив, как и у большинства животных, ведущих водный или полуводный образ жизни. Натуральные оттенки — от темно-серого до почти черного цвета. Срок службы около 12—14 лет. Джек Лондон, участвовавший в одном из браконьерских рейсов к русским берегам, в своем романе «Морской волк» справедливо отметил, что добыча котиков — «безжалостное избиение, совершавшееся во славу женщин». Помимо наличия ценного меха еще одним несчастливым для этих животных обстоятельством была простота охоты на них. В 1840 г. отец Иннокентий Вениаминов (родился в с. Ангинское Верхоленского уезда Иркутский губернии, первый православный епископ Камчатки, Якутии и Русской Америки, будущий митрополит Московский) в одной из своих работ сравнивал морских котиков с домашними животными, отмечая, что они «...не требуя ни корма, ни присмотра, ни ухода, дают человеку ежегодно верный и легкий доход, который будет тем больше, чем меньше беспокоить котика до времени промысла и чем меньше пугать и мучить их во время промысла».
Сейчас промысел морского котика запрещен, а на острове работают ученые. Странно, что этот остров не входит в охранную зону заповедника и не является хотя бы заказником. Кому-то это выгодно?
На «острове псов» увидели огромный птичий базар, образованный в основном кайрами. Здесь также гнездятся топорик, тупик-носорог, ипатка, большие конюги, белобрюшки, глупыши, берингов баклан, моевка.
А ещё мы посетили могилу защитников острова Тюлений от браконьеров - лейтенанта Налимова и его товарищей, погибших у мыса Терпения в 1889 году во время шторма на конфискованной американской шхуне "Роза", рассмотрели руины крабового завода на мысе Давыдова и множество дотов и дзотов периода Второй Мировой войны.
Дни, проведённые на заповедной территории, незабываемы. Нам теперь есть что рассказать детям на уроках. И я полностью согласна с Анатолем Франсом, который сказал: «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома».
С. Шулунова, действительный член Сахалинского отделения Русского географического общества. Фото автора.