Рекламный баннер 990x90px bantop

Канако Савая: «Я люблю Сахалин!»

09:40 20.10.2014 16+

Нет ничего прекраснее осени на Сахалине. И в этом году Бог подарил нам удивительное путешествие по осеннему западному побережью острова.  Участниками экспедиции стали автор этих строк, научный сотрудник Поронайского музея Сергей Горбунов, и его очаровательная спутница - японская путешественница Канако Савая.

6 сентября она прилетела из Токио. Мы встретились, выехали в Поронайск. В нашем городе Канако-сан посмотрела музей. Сотрудник музея Юрий Васильевич Китагава провёл экскурсию по городу, показал памятник знаменитому японскому сумоисту Тайхо Коки, а на следующий день мы выехали в Пильво, и экспедиция началась.

Канако Савая – профессиональный фотограф. В прошлом году вместе с моим японским другом – альпинистом и путешественником Цуёси Кокубо она совершила первое небольшое путешествие по острову, пройдя пешком от мыса Круглый до Александровска-Сахалинского. Сахалин покорил сердце девушки, она начала изучать русский язык и мечтать о новых путешествиях по острову и о создании фотоальбома, посвященного природе Сахалина. Так возник план нового путешествия.

В гостях у сахалинской осени. Фото С.В.Горбунова

И вот мы высаживаемся в селе Пильво и отправляемся на юг до Углегорска. Первый день подарил нам и первые интересные находки. В Пильво и на мысе Корсакова мы осмотрели древние стоянки и айнскую крепость – часи. По скалам мыса Пограничного пересекли бывшую границу между Советским Союзом и Японией, прошли бетонный волнолом в бывшем японском посёлке Амбецу и остановились около Амбецу на берегу небольшого ручья. Красивейший закат завершил первый день нашего путешествия. Впрочем, закаты мы наблюдали почти каждый день пути.

Закат. Фото Канако Саваи

Вид с мыса Корсакова на юг. Фото Канака Савая

Канака Савая штурмует скалы мыса Пограничный. Фото С.В.Горбунова

Японская электростанция в Амбецу. Фото С.В.Горбунова

На следующий день осмотрели бывшую японскую электростанцию в Амбецу, здание которой практически полностью сохранилось. Среди автографов на стенах электростанции нашли и японскую надпись. Кто-то из японцев, возможно - бывших жителей или уроженцев Амбецу, несколько лет назад посетил родные места.

На реке Бобрулька тщательно осматриваем береговые обрывы реки. Здесь должна быть древняя стоянка, но уже в который раз ничего найти не удаётся.

Канако-сан штурмует скалистый мыс. Фото С.В.Горбунова

Скалистые берега приходилось обходить по скалам. Фото С.В.Горбунова

Канако Савая у японского котла.  Фото С.В.Горбунова

За очередным мысом появляется мыс Олога – крутая, сложенная конгломератами скала, в которой проложен туннель. Когда-то вдоль побережья проходила японская конная тропа, и её следы сохранились в виде туннелей и выровненных участков скалистых мысов.

Мыс Олога с японским туннелем. Фото С.В.Горбунова

Мыс Олога. Японский туннель. Фото С.В.Горбунова

На реке Пороховке две древних стоянки по обоим берегам. Они сильно заросли, и мы ничего не нашли. В устье реки стоит избушка.

Канако Савая у избушки на реке Пороховка. Фото С.В.Горбунова

Но мы идём дальше, собирая камни-самоцветы, каждый раз радуясь очередной красивой находке. Канако-сан спрашивает, как тот или иной камень называется по-русски, а я стараюсь запомнить их японские названия. Она собирает только мелкие камешки, а я, напротив, - крупные, размером с кулак, чтобы после обработки поместить их в экспозицию музея. Мой рюкзак заметно тяжелеет с каждым днём.

Днём стоял прилив, и вполне проходимые  скалистые мысы приходилось обходить по колено в воде.

Вечером наступил отлив, и даже коварный мыс Воздвижения мы легко прошли по суше. Мыс Воздвижения очень красив. На его оконечности стоит большая скала с гротами и волноприбойными нишами, а с южной стороны имеется небольшая арка, выдолбленная тысячелетней работой ветров и волн. В обнажении мыса, словно страница каменной книги,  видны разноцветные слои  горных пород, которым многие миллионы лет.

За мысом Воздвижения на очередном ручье мы остановились на ночлег.

У мыса Воздвижения.  Фото С.В.Горбунова

Утром мы опять увлеклись сбором камней-самоцветов, пока не дошли до выхода на поверхность двух японских шахт. Шахты с бетонными стенами очень хорошо сохранились. При их строительстве в качестве арматуры использовались металлические канаты, которые натягивались на металлические арки. В одной из шахт кто-то пытался сделать избушку. Рядом с шахтами лежала целая гора рельсов узкоколейной железной дороги.

Перед рекой Белкина на пути встретился скалистый мыс, который пришлось обходить по пояс в воде.

Канако Савая обходит очередной скалистый мыс. Фото С.В.Горбунова

Местами глубина  была ещё больше, и нам пришлось ждать отлива. Наконец, выходим из объятий скал на песчаный пляж у реки Белкина. Заслуженный обед - и снова в путь, к мысу Полевого. По пути останавливаемся на одном из красивых водопадов. Рядом кусты с огромным количеством красной смородины – вечером нас ждёт компот из ягод.

Сквозь мыс Полевого тоже когда-то проходил туннель. Сейчас он засыпан. В прилив на мыс нужно подниматься по крутой,  каменистой осыпи, на которой висит верёвка. В отлив мы свободно прошли по отмели вокруг мыса.

За следующим мысом – Сигнальным – открывается красивая бухта со скалой вблизи устья реки Татыйво.

Отлив у мыса Сигнальный. Фото С.В.Горбунова

Татыйво – нивхское название, причём «во» означает стойбище. Значит, здесь когда-то было стойбище нивхов. Русское название реки – Чибис. В долине реки есть каменная вымостка из крупных кусков андезита. Она хорошо видна, имеет прямоугольную форму и размеры приблизительно 10х20 м. Кто, когда и для чего её сделал – неизвестно. Это одна из загадок урочища Татыйво. Мы очень хотели найти следы нивхского или более древнего стойбища, но, осмотрев террасу и обнажения, ничего не нашли. В Татыйво мы заночевали и опять созерцали Божественный закат и пили вкусный смородиновый компот у костра.

А утром по воде в прилив преодолели скалистые мысы и оказались на пляже у реки Никифоровка. В 1930-е годы японский археолог Нииока Такехико  нашёл здесь обработанную кость кита – один из артефактов, свидетельствующий  о наличии здесь древнего поселения. Мы осмотрели окрестности и обратили внимание на выемки на вершине террасы, похожие на следы древних  землянок. Вполне возможно, что  здесь было не просто поселение, а древняя крепость–часи.

У мыса Бакланова пришлось ждать отлива и всё-равно идти вдоль скал по пояс в воде. К югу от мыса в море стояли несколько красивых скал, которые облюбовали птицы.

Показалось Бошняково. На рейде иностранное судно загружается углём. Входим в посёлок, в магазине закупаем немного продуктов. Когда-то Бошняково был большим шахтёрским посёлком с населением 4000 человек, теперь здесь живёт около тысячи жителей, а уголь добывают открытым способом, везут его в порт, где сосредоточены  огромные горы угля, а затем на плашкоутах вывозят на суда. Между иностранным судном и портом бегают два плашкоута. Пока один загружается на берегу, другой разгружается на судне и наоборот.

Сегодня ночевали в устье реки Канай и опять наблюдали великолепный закат. Реки Оннай и Канай южнее Бошняково носят айнские имена, но следов айнов здесь пока не найдено. Не нашли мы их и в этот раз.

Утром пришлось ждать отлива у мыса Мукай. Канако-сан увлеклась фотоохотой и сделала великолепный снимок ныряющего очкового чистика.

Очковый чистик на взлёте. Фото Канако Саваи

Вечером на небольшом лежбище у реки Гончаровки ей удалось снять лахтака. Её аппаратура позволяет снимать животных даже на большом расстоянии. После мыса Мукай мы шли по красивому песчаному пляжу, залитому солнцем. К вечеру подошли к реке Гончаровке. В 1870 году здесь был основан русский военный пост, о чём свидетельствует  памятный знак, установленный в 2010 году. Есть здесь и древняя стоянка, открытая археологом В.О. Шубиным. Наутро мы обследовали обнажение террасы и нашли фрагменты японской и русской посуды 19 века. Канако-сан удивило то, что посуда двух стран найдена вместе. И тогда я рассказал ей об интересном периоде в истории Сахалина, продолжавшемся с 1855 по 1875 год, когда Сахалин был совладением России и Японии, и оба народа мирно сосуществовали здесь, осваивая его природные богатства.

Мы тем временем отправились в Лесогорск и к северу от устья Лесогорки, на берегу моря, нашли окаменелости древних моллюсков, возрастом около 15 миллионов лет, и отпечатки листьев растений мелового периода, возрастом около 70  миллионов лет.

В Лесогорске нас тепло приняли местный краевед Владимир Николаевич Чапурин и его жена Галина Петровна. Наутро Владимир Николаевич провёл экскурсию по Лесогорску, показал японский  памятник  Тюконхи, место, где был синтоистский храм и школьный павильон.

Японский памятник в Лесогорске. Фото С.В.Горбунова

Краевед В.Н. Чапурин и Канако Савая у школьного павильона в Лесогорске.
Фото С.В.Горбунова.

Самый старый русский дом в Лесогорске. 19 век. Фото С.В.Горбунова

Показал и самый старый русский дом в Лесогорске, построенный ещё в 19 веке. После обеда он проводил нас по берегу моря до скалы около Тельновска, которую в прилив бывает трудно пройти, но начинался отлив и мы её благополучно преодолели.  Здесь В.Н. Чапурина мы видели в последний раз. Через неделю, когда мы возвращались в Южно-Сахалинск, нам сообщили, что его не стало. Ему был всего 61 год.

Канако Савая. Тельновск. Фото С.В.Горбунова

В Тельновске обследовали древнюю стоянку и в обрыве террасы нашли 2 каменных наконечника стрел и несколько фрагментов керамики. Ночевали на подступах к мысу Баранова. Ночью пошёл дождь, и весь следующий день он беспощадно поливал нас. Мы тем временем по дороге, среди желтеющих и краснеющих осенних сопок, дошли до урочища Каменка, где сохранилась японская электростанция, шахта и причал для отгрузки угля.

Вход в японскую шахту в Каменке. Фото С.В.Горбунова

Вся наша одежда промокла. В Каменке мы натянули тент, с трудом развели костёр и до ночи сушились. Утром дождь перестал,  и мы продолжали путь до посёлка Надеждино. По пути встретилось несколько красивых водопадов, один из них на мысе Надежды.

Водопад на мысе Надежды. Фото С.В.Горбунова

Следующая ночёвка была на реке Сергеевке. Здесь у подножья террасы правого берега реки на пляже я нашёл крупный сильно патинированный остроконечник, явно эпохи палеолита, со следами свежих неолитических сколов по краю.

Ночью периодически поливал дождь, но к утру он прекратился. Мы дощли до древнего поселения Шахтёрск 2, собрали там небольшую коллекцию керамики. К сожалению, древнее поселение сильно пострадало от разработки карьера.

Шахтёрский порт. Фото Канако Саваи

В Шахтёрске отправились на берег моря. После дождей дорога была настолько грязной, что ступать было негде. Кроссовки Канако-сан превратились в два куска грязи, налипшей на них. Мы сделали заключение, что в Японии такого не увидишь и к нашей грязи надо относиться так, как к своеобразной российской экзотике.

Последнюю ночь перед Углегорском провели на мысе Гаврилова. Был шторм и прилив, волны докатывались до палатки. Среди ночи пришлось её эвакуировать в более безопасное место.

Радуга у мыса Гаврилова. Фото Канака Саваи

Дошли до Углегорска! Фото С.В. Горбунова

Войдя в Углегорск, мы посетили музей. Нас тепло встретила директор музея Татьяна Кузьминична Смирнова и проводила на квартиру бывшей сотрудницы Тамары Владимировны Прудниковой. Её гостеприимная квартира стала нашим домом на все дни пребывания в  Углегорске. Из Углегорска уже на автобусе мы отправились в Орлово, расположенное в 30 км к югу от города.

У рыбного порта в Орлово.. Фото С.В. Горбунова

Обследовав Орлово, мы отправились в урочище Энто (Крутой Яр). Там нас ждало открытие ещё одного археологического памятника со следами древних жилищ и со своеобразным валом, похожим на вал древнего городища. Вернувшись в Углегорск, мы посетили японские памятники Углегорска – 3 школьных павильона, синтоистский храм Эсутору-дзиндзя,  а также - древние стоянки.

Памятник  жителям Эсутору, чьи души покоятся здесь. Фото С.В.Горбунова

Тории – ворота синтоистского храма Эсутору-дзиндзя.. Фото С.В. Горбунова

Руины храма Эсутору-дзиндзя. Фото С.В. Горбунова

Школьный павильон в Углегорске. Фото С.В.Горбунова

На Углегорском побережье. Фото С.В.Горбунова

Наша экспедиция подходила к концу. Её результатом стало открытие трёх археологических памятников. Мы провели учёт и фотографирование водопадов побережья и других природных объектов, собрали коллекции по геологии, палеонтологии, археологии, истории и сделали множество интересных фотографий. Сотрудники Углегорского музея предложили Канако-сан сделать фотовыставку о природе Сахалина во вновь открывающемся выставочном зале Углегорского музея. Сейчас подготовка выставки под названием «Я люблю Сахалин» находится в стадии завершения.

Канако Савая за работой. Фото С.В.Горбунова

В заключении не могу не сказать несколько слов о моей спутнице. Прибыв на Сахалин из далёкого цивилизованного Токио и оказавшись один на один со всеми стихиями сахалинской природы, Канако Савая  героически, с улыбкой на лице, принимала все трудности, выпавшие на её долю, не раз повторяя «Я люблю Сахалин!» Она одинаково радовалась  солнцу и дождю,  шторму и коварным приливам, по пояс в холодной воде всё с той же неизменной улыбкой, преодолевала скалистые мысы. Она старалась взять на себя как можно большую часть работы – от мытья посуды до собирания брёвен для ночного костра. Она приветствовала каждую нерпу и каждую птицу, фотографировала каждый цветок на пути. Глядя на неё, я начал радоваться всем проявлениям жизни, начал любить и лелеять каждый кустик, каждый листок, каждый камушек. Она помогла мне заново открыть этот мир и по особому оценить этот Великий Вечный Праздник, имя которому Жизнь…