Железнодорожная линия Поронайск — Трудовое — ныне не существующая железная дорога колеи 750 мм протяженностью около 50 км. Связывала Поронайск с селом Трудовое. В настоящее время полностью разобрана.
Начальным пунктом узкоколейной железной дороги Поронайск — Трудовое являлась часть города Поронайска, расположенная к востоку от реки Поронай (Сaчи). Главная станция находилась в селе Трудовое, расположенном в 50 километрах от Поронайска.
Дорога необычна тем, что на значительном протяжении пролегала вдоль берега моря. В течение длительного времени она являлась самой восточной в России лесовозной узкоколейной железной дорогой.
Принадлежала Поронайскому леспромхозу. По неподтверждённым данным, когда-то являлась не только лесовозной, но и обслуживала многочисленные рыбацкие станы, находящиеся на морском побережье. Выловленная рыба доставлялась на рыбокомбинат в Поронайске, для чего использовалась паромная переправа. Нижние склады леспромхоза находились на левом берегу — на Сачах.
Вывозка леса по дороге была прекращена в начале 1990-х годов. С этого времени она использовалась для сообщения с Трудовым. По ней перевозили топливо, продукты питания и другие грузы, необходимые для поддержания жизни в этом населённом пункте. Существовало пассажирское сообщение.
Ориентировочное расписание движения пассажирского поезда на сентябрь 2000 года было таким: Трудовое — Поронайск 06:00 — 10:00, Поронайск — Трудовое 18:00 — 22:00. По неподтверждённым данным поезд курсировал один раз в неделю.
По узкоколейной железной дороге летом 2004 года ещё практиковалась перевозка автомобилей на платформах.
Движение пассажирского поезда и поездов с автомобилями было прекращено в конце 2004 года в связи в выходом из строя двигателя на единственном остававшемся к тому времени исправном тепловозе.
Для сообщения с посёлком Трудовое стали использовать автомобили повышенной проходимости. На участке от Сачей до «Нулевого пикета» (примерно 32 километра) параллельно узкоколейной железной дороге пролегала грунтовая дорога. От «Нулевого пикета» до Трудового дороги не было. Автомобили стали ездить по узкоколейке, оставляя рельсы промеж колёс.
Зимой рельсовый путь защищал от воздействия автомобилей слой снега. После схода снега узкоколейная железная дорога стала непригодна для движения «тяжёлого» подвижного состава. Однако администрация Поронайского района запретила разбирать рельсы.
По состоянию на июнь 2006 года, рельсы лежали на всём протяжении участка Сачи — Трудовое. На съёмной мотодрезине можно было проехать без особых проблем. В некоторых наиболее разбитых автомобилями местах дрезина неизбежно сходила с рельсов. С ноября до мая узкоколейная железная дорога находилась под снегом, движение дрезин было невозможно. По состоянию на лето 2008 года, дорога ещё не была разобрана. Однако, несмотря на запрет разборки на всём её протяжении администрация Поронайского района разрешила произвести демонтаж станций Сачи и Трудовое. С этого времени начинается ликвидация дороги, которая продлилась до конца 2015 года.
Демонтаж дороги
2006 год - демонтированы станции Сачи и Трудовое.
2007 год - демонтаж станции Промысловая.
2010 - 2011 годы - демонтаж участка «Нулевой пикет» - Трудовое и отправка подвижного состава на металлолом и на базу запаса станции Поронайск (тепловозы ТУ7 - 2705, ТУ7А - 3184 и некоторые вагоны подлежат ремонту).
2014 - 2015 годы - в связи с закрытием посёлка Трудовое разобран последний участок железной дороги - Устье - «Нулевой пикет».
Конец 2015 года - разобраны последние небольшие отрезки железной дороги. Их демонтаж производили в основном «металлоломщики».
От железной дороги остались только железнодорожная насыпь, мосты через реки Таранка и Промысловка , а также мосты через мелкие речушки.
Будущее железной дороги
У железной дороги Поронайск — Трудовое (ныне разобранной) очень большая перспектива. Дело в том, что в районах села Трудовое и горы Складская недавно были обнаружены очень большие залежи нефти и газа, которых, по подсчётам геологов, хватит не менее чем на 100 лет. Когда будет открыто новое месторождение, то железная дорога будет восстановлена и заработает вновь. По ней будут ежедневно ездить наливные составы с природным газом и нефтепродуктами.
Железнодорожная линия Поронайск — Тихменево — ныне не существующая железная дорога колеи 750 мм протяженностью 18 км. Находилась на территории нынешнего Поронайского городского округа и связывала город Поронайск с шахтой «Тихменевская».
Во времена Японской оккупации Сахалина, на Сахалине активно велось строительство железных дорог разной колеи. Строительство линии Найро (Гастелло) — Найкава (Тихменево) — Сикука (Поронайск) и до карьеров в Леонидово началось еще до 1931 года. Общая протяженность этой линии составляла 45 км (до 1945 года). Линия на Леонидово проходила вдоль реки, а не по современной трассе Сахалинского региона ДВЖД.
После освобождения Южного Сахалина в 1945 году, в связи с ненадобностью были разобраны линии Гастелло — Тихменево и Поронайск — Леонидово и протяженность линии стала составлять около 20 километров. Одним из основных потребителей угля был Поронайский целлюлозно-бумажный завод. Узкоколейная железная дорога имела одноуровневое пересечение с линией Сахалинской железной дороги. На протяжении нескольких километров она пролегала параллельно перегону Поронайск — Олень-Сахалинский Сахалинской железной дороги.
С 1980-х годов железная дорога относилась к Шахтёрскому погрузочно-транспортному управлению треста «Сахалинуголь».
Линия была закрыта ориентировочно в 1995 году из-за закрытия шахты и Поронайского ЦБЗ. Пути разобраны немногим позднее.