Рекламный баннер 990x90px ban1
100.53
105.95
Рекламный баннер 728x90px main1

Аборигенов больше не становится, а число хозяйств увеличивается

Речь шла об организации наважьей путины, был заслушан отчет о работе местной общественной организации КМНС, прозвучала информация об использовании средств субвенции на реализацию мероприятий, связанных с помощью и поддержкой аборигенного населения.

Рассмотрение вопроса о наважьей путине не обошлось без полемики, спроецированной из повседневной жизни, где, судя по репликам из зала, идет нешуточная конкуренция за вылов рыбы и распределение мест на реках. «Режут крылья вентерей», «борются друг с другом», «ненавидят» и вообще «война», которую пора заканчивать, «нас ведь и так мало».

В участниках войны или в наблюдающих за ней в настоящее время числится более 630 человек из числа КМНС и 48 родовых хозяйств и общин. Кого-то из их представителей сонм противоречий приводит к мысли о ненужности схемы расстановки вентерей, разрабатываемой ежегодно. Многие ее не соблюдают, не обязаны, а кто должен контролировать соблюдение правил рыболовства, изымая вентеря в случае нарушений, те «не работают». Из зала упрекнули СКТУ и полицию.

Одна из участниц собрания, не видя общего желания «жить дружно»,  предложила провести в округе референдум среди всего населения - чтобы вообще запретить постановку вентерей и ловить навагу удочками.

До прошлого года аборигенный вылов рыбы шел более-менее нормально. Не сильно сказалось даже уменьшение территории для установки ловушек – их запретили размещать в акватории порта, поскольку МРС путались винтами в оттяжках сетей, а в двух случаях из-за этого экипажи судов подвергались опасности.

В этом году стали «усиленно регистрироваться» новые хозяйства, хотя население из числа КМНС не увеличилось. Как и не стало больше места на трех реках. Представители «старых» хозяйств теперь говорят, что должны оставаться на своих местах, а «новых» отправляют дальше по реке. «Новые» не согласны идти «в камыши» (где равноправие?). Новичков еще и «однодневками» называют - не традиции им нужны, а извлечение прибыли.

Допустим, есть община из четырех человек – на всех им надо выловить 280 кг рыбы. Это одна постановка вентеря, только покупка которого обойдется им в сумму более 60000 рублей. За пойманную рыбу они выручат только малую толику от этих денег. Какой тогда смысл идти на реку, если проще и дешевле купить навагу в магазине? Нехороший вывод, - за уловом сверх лимита в обход закона.

Процесс появления новых общин и хозяйств никак не пресечь – по закону они могут появиться по желанию и при участии всего трех человек. Пресекать могут только на реке. Поймали больше 280 кг – вентеря не будет, сказали со сцены, где сидели чиновники. Или в случае нарушения правил рыболовства – например, если невода стоят на расстоянии меньше 100 метров друг от друга, что далеко не редкость. И представители полномочных ведомств обе­щали залу, что в эту путину будут очень строги, а вентеря станут снимать, не разбираясь в том, кто ставил правильно или не правильно. Ни у СКТУ, ни у полиции нет права определять это.

Не хотят соблюдать – будут ловить на удочку. В этом случае с собой можно унести не 70 кг, а сколько угодно.

На ответное предложение не трогать те вентеря, которые стоят первыми, а снимать остальные (тем более, если ставят их не «националы»), представитель СКТУ пояснил, что схема расстановки орудий лова в суде – не аргумент, аргумент – правила рыболовства.

Чтобы не доводить до обострений, аборигенам посоветовали наладить общественный контроль и объединяться по два-три родовых хозяйства и общины на один вентерь. Если и дальше «война» будет, придет наука и вообще запретит вылов наваги в Поронае (из-за большого количества донных ловушек и депрессивного состояния популяции рыбы).

В конечном итоге собрание решило до 15 декабря разработать схему установки упомянутых снастей на Поронае, Таранке и Промысловке и потом утвердить ее (наверно, по прошлогоднему образцу). В списках лиц из числа КМНС, обеспечиваемых бесплатной навагой, для добытчиков рыбы, берущих на себя такое «соц­обязательство»,  решили ограничить нижнюю планку – не менее 15 человек. Судя по репликам из зала, кому-то и это может осложнить жизнь – где этих людей брать?

Затем начальник финэкономуправления Ирина Заикина проинформировала собравшихся об использовании бюджетных денег на нужды КМНС. По ее словам, в этом году область выделила 3,5 млн рублей субвенции, освоены почти все средства. 28 общин получили деньги на традиционную хозяйственную деятельность и стимулирование экономической активности, 11 общин – электрогенераторы, 300 тыс. рублей освоено в рамках деятельности рыбацкой школы, выдавшей свидетельства 10 ученикам. На следующий год запланировано выделение более 4,7 млн рублей. Больше потому, что увеличилось количество хозяйств и общин. Деньги получат все, кто зарегистрирован, заметила Ирина Заикина во избежание будущих возможных кривотолков.

Кто-то из представителей родовых хозяйств усомнился в целесообразности всеохватной поддержки – «есть хозяйства, которые получают деньги, а потом все распродают». Надо завести такой порядок, чтобы в какие-то периоды хозяйства отчитывались о своей работе - на что тратят, как развиваются. Представительница муниципалитета согласилась с «посылом» этого обращения – что выделять надо только успешным и ответственным. Но, как заметила чиновница, у местной власти нет законных полномочий разделять аборигенов на плохих и хороших. Так составлено законодательство – дают всем. Условную отчетность можно завести в рамках совета родовых хозяйств, при их желании, но и в этом случае правовой основы у такой деятельности нет. Или можно выйти с инициативой на уровень областной власти. Член совета КМНС при губернаторе Любовь Курмангужинова выразила намерение поднять этот вопрос на ближайшем заседании консультативного органа.

Председатель МОО  КМНС Татьяна Огава тоже рассказала о финансах. В этом году организация получила более 1,2 млн. рублей по грантам и 450 тысяч других денежных поступлений. В том числе, от родовых хозяйств. На помощь разного рода истрачено более 360 тысяч рублей.

После того, как повестка собрания была исчерпана, из зала завели разговор о помещении для КМНС. Чтобы не так - одни сидят на сцене, другие - в зале. По этому поводу собравшимся напомнили, что ранее шла речь о выделении им помещения в здании бывшего РКЦ на ул. Комсомольской. И пока нет информации, что это намерение муниципалитет отменил.

Видимо, там будет так, как захотела участница собрания, заведшая разговор о помещении, - чтобы за одним столом, напротив друг друга, в формате близкого общения.

Николай Леонов

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2