Рекламный баннер 990x90px ban1
102.58
107.43
Рекламный баннер 728x90px main1

За голосами – на край света

 

Если бы не живописные пейзажи в иллюминаторе, полет не оправдал бы моих детских ожиданий. Шумно, тряско, да и что скрывать, страшновато лететь на винтокрылой машине. Вестибулярный аппарат к тому же не ахти… Правда, гул мотора и винтов приглушили наушники, а поясные ремни безопасности придали капельку уверенности в той самой безопасности. Окончательно меня успокоил скучающий вид авиатехников Василия Ладейщикова и Сергея Корниенко, которые находились в салоне вместе с нами.

Сорок минут полета – и мы на месте. Приземляемся вблизи маяка и каких-то сооружений явно метеорологического назначения.

Мыс Терпения встречает нас мягким ковром водяники (по-сахалински шикши или сиксы) и сильнейшим ветром, без порывов, просто дующим с постоянной  скоростью. Мобильная ширма для голосования  в руках у Сергея Сорокина, члена участковой комиссии, мгновенно превращается в аналог паруса, и его буквально сбивает с ног. Но Сергей сюда летает уже пятый раз, и секундная заминка не влияет на его лидирующую позицию в нашей делегации. Идем вслед за ним к краю мыса, где нас ждет крутая деревянная лестница. Ступеньки почти через одну сломаны, спускаемся по утоптанной тропинке рядом.

Внизу несколько строений, часть разрушена. Пока я щелкаю суровые красоты вокруг (и тот самый кусочек суши между заливом Терпения и Охотским морем), мои товарищи уже внизу, заходят в крепенький голубой домик вслед за хозяйкой - женщиной в камуфляжном костюме. 

Опаздываю на пару минут, успешно прохожу контроль двух цепных собак и открываю дверь. В прихожей еще три двери, открываю левую, наугад, – навстречу мне из положения лежа молча поднимается крупная белая лайка… Бормочу «извините» и ретируюсь в …туалет. И только с последней попытки попадаю на рабочее место обитателей «края света». 

Людмила Молчанова  уже целый год без выезда на большую землю. Они с мужем Артуром метеорологи, проводят погодные и морские наблюдения, результаты ежедневно передают в сахгидромет. Скучно ли им? Нет, они привыкшие, раньше в таких же условиях работали на севере острова. К тому же здесь ягоды, грибы, рыба. Телевизор есть - через спутниковую тарелку вещает. Бытовую и рабочую технику питают аккумуляторы (насчитала четырнадцать в соседней комнате). Но скоро их время уйдет – уже установлены и дают энергию солнечные батареи.

Пока я беседую с хозяевами, Сергей Сорокин вместе с коллегой Анной Тарико под руководством Светланы Валерьевны оперативно преображают маленький кабинет в избирательный участок. На стену  – плакаты с информацией о партиях и кандидатах, на двери – листовки, с одной из которых призывает исполнить гражданский долг сам губернатор Олег Кожемяко.

И вот паспортные данные избирателей 143 участка вносят в списки, семейной паре устно разъясняют порядок голосования, предлагают ознакомиться с наглядным плакатом. «Да знаем мы все, - улыбается Людмила. – Телевизор же смотрим». По очереди скрываются за ширмочкой, торжественно опускают бюллетени в прозрачную переносную урну для голосования.

Светлана Валерьевна вспоминает о гостинце – мы привезли отшельникам конфеты, яблоки и апельсины. Те, то ли в шутку, то ли всерьез, предлагают отведать нерпичьего мяса. Извиняемся и откланиваемся – надо соблюсти полетный график.

Недовольным лаем провожают нас Кузька и Квадрат – оказывается, их из-за нас на цепь посадили, вообще-то они собаки вольные. А для той самой белой лайки – Умки – привязи не нашлось, посадили в одну из комнат.

Еле осиливаю подьем (метров сто!), вновь последняя… По дороге к вертолету то и дело наклоняюсь, зачерпываю горстями экологически чистые сочные гроздья шикши-сиксы-водяники. Когда еще я именно так смогу утолить жажду?

Летим дальше. Недалеко. Километров 70 на север. Приземляемся в таежной местности, и вновь вокруг полуразрушенные избушки, остатки былой жизни. Только вместо моря – тайга.

Здесь нас ждет один избиратель, но первыми к машине подбегают две большие собаки. Красавцы-самоеды Урсула и Доминик, мама и сын, мгновенно завоевывают любовь нашу и экипажа. Они с удовольствием позволяют теребить свои шикарные шкуры, фотографируются в обнимку со всеми, бесстрашно взбираются в салон вертолета. Даже самые серьезные товарищи – пилот Сергей Корниенко (полный тезка техника) и борт-механик Александр Аккуратов расплываются в счастливой улыбке, гладя этих мощных, но добрейших зверей.

Посовещавшись с инструктором экипажа Олегом Климкиным, председатель теризбиркома дает команду развернуть участок прямо на борту - в связи малочисленностью избирателей. В окружении своих восторженно-ласковых самоедов голосует Сергей Коваленко, человек военный. Все по-спартански, но с соблюдением законодательства.

 

Сюда мы тоже приехали не с пустыми руками, и очень кстати среди конфет оказывается коляска колбасы. Увидев ее, Доминик делает «зайчика» - встает на задние лапы и машет передними  к восторгу окружающих.

 

А потом таежный избиратель угостил нас ведром белых грибов, которое привез на удивительном транспортном средстве. Основа – передняя половина «спринтёра» (именно так, с ударением на «ё», озвучил марку хозяин авто). Помесь японского автопрома и русской смекалки.

 

 

С сожалением прощаемся – надо лететь домой.

За одним бортом тайга сменяется тундрой с вкраплениями ржавых болот, появляется озеро Невское и его многочисленные, более мелкие собратья, заимки, рыбацкие станы, машины рыбаков-охотников. Картина с другого борта постоянна – залив, залив, залив. Изредка на морской глади мелькнет суденышко…

 

А вот и Поронайск. Красив...

Несколько лет непрерывных фасадных ремонтов и благоустройства дворов сделали свое дело. Любо-дорого взглянуть с высоты вертолетного полета. Где-то среди зданий поронайская центральная библиотека, в помещении которой располагается избирательный  участок № 143. Именно там будет храниться опечатанный ящик-путешественник с голосами трех жителей островной глубинки. Вскроют его только в день выборов – 18 сентября.

Приземлились на городском побережье. Живые и довольные. Несколько минут, и экипаж «Авиа­шельфа» вновь повел машину в небо. В его летном списке много участков со статусом «край света»: маяки Ван-дер-Линда и Кастрикум на Урупе, Монерон, Крильон, Мыс Елизаветы, морские буровые платформы. Там тоже живут и работают граждане России, для которых голосование – не только право и долг, но и радость новых встреч, хоть и коротких.

Юлия Крупьянская

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 728x90px main2