Прежде чем рассказывать о выставке, о том, как она проходила, давайте познакомимся с республикой и её жителями, полистаем книги, зайдем в Интернет. Оказывается, рядом с нами (ну, не совсем, конечно, рядом, за несколько тысяч километров – страна у нас очень большая) живет маленький финно-угорский народ, имеющий древние корни и богатые традиции. Сегодня их называют марийцы, а при русских царях именовали черемисами, что на их древнем языке означает «боевой, смелый человек». Марий Эл расположена в геометрическом центре европейской части России, на берегах великой русской реки Волги. Небольшая республика интересна своим исключительным природным разнообразием: на востоке она напоминает Карпаты, Марийское Полесье ничем не уступает по красоте, дикости и разнообразию природы известным Мещере и Белорусскому Полесью, в другом конце республики простираются лесостепи. Между Новгородом Нижним и Казанью, где-то посередине, текут и впадают в Волгу две реки Кокшаги – Большая и Малая. Это и есть черемисское междуречье. Испокон века они здесь проживали. Марийцы, наряду с христианством, до сегодняшнего дня сохранили и трепетно берегут свои традиционные религиозные верования и обряды. Корни их языческой религии родственны европейским народам Севера, к примеру, у скандинавов бог войны – Тор, у финнов – Тоора, у марийцев – Торкан.
Вот уже более 450 лет история марийского народа тесно связана с историей России: еще при царствовании молодого Московского государя Ивана Васильевича попросились черемисы в русское подданство. Столица Йошкар-Ола принадлежит к числу исторических городов России, поскольку была основана в 1584 году как крепость. Первоначально её имя звучало как «Царев город на Кокшаге». Постепенно, теряя военное значение, Царевококшайск превратился в город купцов и ремесленников. В годы советской власти его переименовали сначала в Краснококшайск, а затем в Йошкар-Олу, что в переводе означает Красный город. История народа и его столицы постепенно уходит в музеи, и вот сюда–то, в Национальный музей им. Т. Евсеева, и отправилась межрегиональная передвижная этнографическая выставка «Костюмы малых народностей Сахалина» из фондов Поронайского краеведческого музея.
Чтобы привлечь внимание населения к выставке, афиши об ее открытии были размещены в масс-медиа: на сайтах marimedia.ru (местных СМИ), fumus.ru ( Национального музея Республики Марий Эл), mkrf.ru (Министерства культуры РФ), culture.ru (Культура РФ), gg12.ru (городского общественно-политического еженедельника Йошкар-Ола), skr.ru (Сахалин и Курилы).
12 апреля 2016 года выставка «Костюмы малых народностей Сахалина» открылась для посетителей.
Помимо лучших образцов народного творчества материальной культуры нивхов, ульта, нанайцев, эвенков - одежды и обуви, предметов быта и религиозного культа - были выставлены также старинные открытки, графика, современные фотографии, чтобы дать возможность посетителям увидеть своими глазами образы малых народов Сахалина, как они выглядели раньше, какие стали сейчас. Поскольку выставка длилась не один день, мероприятия, посвященные ей, проходили циклами: сама презентация выставки «Костюмы малых народностей Сахалина», как память об этнокультуре предыдущих поколений нивхов, уильта, нанайцев, эвенков; во второй части под условным названием «Дети - это будущее» были представлены этно-рисунки младшего поколения островитян - победителей Сахалинского областного конкурса детских рисунков – иллюстраций к книге писательницы Елены Намаконовой «Сказки над рекой», написанных по северным мотивам; и часть третья - «Наш современник», в рамках которой шла авторская фотовыставка «И в шутку, и в серьез...» Ю.В. Китагавы, сотрудника ПКМ, происходящего из малого коренного сахалинского народа уйльта.
Как народу, сохранившему в современном мире свою самобытность, марийцам было интересно познакомиться с не менее самобытными, но, к сожалению, сегодня малочисленными коренными народами Сахалинской области. Выставка пользовалась успехом, её посетили 946 жителей республики Марий Эл: обитатели столицы и пригорода, школьники, преподаватели техникума сервисных технологий и Технического колледжа; среди гостей присутствовали и делились своими впечатлениями зам. министра культуры, печати, по делам национальностей республики А. Н. Луничкин, председатель Союза дизайнеров Республики Марий Эл Т. П. Хапова, заслуженный деятель искусств Л. А. Кувшинская.
Сотрудник Поронайского краеведческого музея в это время проводила с марийскими ребятишками мастер-классы. Один из них - «Нивхский халат» - проходил в Национальной президентской общеобразовательной школе-интернате основного общего образования Республики Марий Эл. Класс состоял целиком из девочек, сначала они познакомились с бытом и культурой нивхов, затем им было предложено самим поучиться искусству рисования, вырезания орнамента и украшения закладки для книги в виде нивхского халата. За образцы взяли нивхские орнаменты Лидии Мувчик, пользуясь, как пособием, её книгой «Волшебной нити красочный узор».
Второй мастер-класс также проходил в Президентской школе. С творчеством незнакомой им сахалинской писательницы Елены Намаконовой ребята из художественного класса знакомились с интересом, рассказ сопровождался показом видеоролика «Песочное шоу к сказке» - своеобразных иллюстраций, выполненных из песка. Вторая часть мастер-класса - интерактивное занятие, на котором в процессе прослушивания сказок предстояло нарисовать к ним иллюстрации. Напомню, что класс был художественный. Оказалось, что работы марийских ребят выглядят весьма занимательно для нашего сахалинского глаза, ведь традиционный марийский орнамент сильно разнится своими геометрическими фигурами с волнами и завитками северного.
Орнаменты, вышивки… - замечательные произведения искусства умелых женских рук. На протяжении многих веков марийские женщины, как и коренные жительницы Дальнего Востока, украшали вышивкой одежду, их умение поражает разнообразием техник исполнения, изобретательностью, фантазией. Полюбоваться на повседневную и праздничную одежду народов Севера Сахалина и сравнить ее с работами тамошних мастериц позволила встреча с марийской вышивальщицей Ираидой Степановой. Под комментарий мастерицы народного костюма марийские ребятишки с удовольствием демонстрировали марийские детские национальные костюмы.
Все имеет свое начало и свой конец. Вот пришла пора и нашей выставке вернуться домой. Сегодня все экспонаты возвращены на места в постоянные экспозиции или в фондохранилище музея. Приглашаем гостей и жителей Поронайска – приходите к нам, вспомните или познакомьтесь с материальной культурой малых народов, русской культурой, историей островного края.
Елена Анохина,
хранитель музейных предметов.