Магазин нарушает закон: покупатель должен уплатить за товар не больше того, что указано на ценнике.
Первый нормативный акт, который это подтверждает, - Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В пункте 1 статьи 10 этого документа говорится: продавец обязан своевременно предоставлять необходимую и достоверную информацию о товарах, чтобы у клиента была возможность сделать правильный выбор. А пункт 2 той же статьи уточняет, что среди таких сведений должны быть цена в рублях и условия приобретения товара.
Второй документ, требования которого нарушает мудрящий с ценниками магазин, - «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Пункт 19 этих Правил гласит: каждый вид товара продавец обязан снабдить ценником. На нем должны быть четко указаны наименование продукции, ее сорт, цена за вес или единицу. «Не успели (или забыли) поменять ценники», «Не хватает персонала» и тому подобные объяснения сотрудников магазинов не могут служить оправданием.
Если вы обнаружили «не ту» цену еще на кассе, то никто не может заставить вас оплатить товар, вы можете отказаться от покупки. А если чек пробит, деньги уплачены, и только после этого вы обнаружили, что истратили больше, чем намеревались, - даже в этом случае вы имеете право потребовать, чтобы вам вернули излишне уплаченную сумму или обменяли «злополучный» товар на уплаченную за него денежную сумму. Такую возможность вам предоставляет статья 12 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Главное - проверить свой чек, не слишком удаляясь от кассы. Это вообще должно войти в привычку, если вы не хотите оплачивать подобные «шалости» продавцов.
Третий документ, который оговаривает ситуацию с подменой цен, - Кодекс РФ об административных правонарушениях, статья 14.7. Она гласит, что обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч руб.
Если магазин не желает извиниться и вернуть вам деньги, то напишите письменную жалобу в Роспотребнадзор. Доказательствами нарушения, которое допустил магазин, могут служить сведения, изложенные в жалобе, подписанной свидетелями, и чек.
Евгения Данилова, главный специалист-эксперт