Итоги депутатов не обрадовали - выяснилось, что претензии недавнего внеочередного съезда КМНС вполне обоснованы, эффективность госпрограмм и подпрограмм стремится к нулю, и даже под присмотром десятка министерств и управлений сахалинские народы Севера остаются неприкаянными.
И живут КМНС, что страшно, где-то в середине XIX века: без электричества, паспортов и образования.
В ходе проверки КСП нашла нарушения в распределении субсидий между муниципалитетами. Поронайску, в котором проживает в 2,5 раза меньше КМНС, чем в Охе, денег доставалось в 1,6 раза больше. Между тем местная община также вольно обращалась с финансами - на деньги, выделенные ей для покупки оборудования и материалов для производства сувениров (150 тысяч рублей) решили приобрести телевизор, системный блок, фотоаппарат и принтер.
Как пишет корреспондент ИА Sakh.com, «еще одним странным случаем стала просрочка поставки катера для нужд общины — предприниматель задержал отгрузку на 425 дней. Никого в районе это не удивило, и поставщик успел благополучно обанкротиться». «Около 50 детей из числа КМНС с риском для жизни добираются до места учебы на о. Южном. Но за последние 20 лет движения никакого - ни моста, ни тоннеля. Даже купленный за бюджетные деньги катер на воздушной подушке стоит в Поронайске сломанный.
- А как они добираются?
- Как, как... Вплавь...
Спасают зима (по льду можно ходить) и предприимчивый частник (возит детей на небольшой лодке).
- Надо «Святителя Николая» передавать.
- Или МРСки пустить. Они же простаивают до и после путины..
(От редакции: Напомним, что в октябре мы сообщали о заседании одной из комиссий депутатов окружного Собрания, где из уст представителя хозяйственно-технического управления по обеспечению деятельности органов местного самоуправления прозвучала информация о том, что катер все-таки возил пассажиров, но потом на нем сломалось оборудование и проводили работу по его закупке и установке. После чего судно должно было снова встать на маршрут. Сообщал он и о ситуации с лицензией на пассажироперевозки - «правовые основания для выдачи лицензии отсутствуют». ГИМС освидетельствовала судно и признала его годным к эксплуатации).
- Сколько было проверок - такой разрухи ни разу не было. И так КМНС у нас, как дети - мы их научили, что они рот открывают, а мы им ложку протягиваем, - не очень политкорректно начинает Любовь Шубина. - А тут еще такое. Исполнителей дофига, только координатора нет. Мы должны не снимать этот вопрос с контроля и вернуться к нему после заседания рабочей группы. Нужно повлиять на программу.
Решать эту проблему депутаты предлагают по-разному. Наиболее радикальным вновь оказался Виталий Гомилевский - он предложил создать отдельный орган (министерство, например), который полностью возьмет на себя заботу о КМНС.
- Я когда-то один все это делал. С сельхозуправлением, и все.
Жаль только, что КМНС осталось всего 4114 - пока создавать будут - и те могут исчезнуть. Менее радикальный вариант предложил Виктор Любушкин: ввести областных законотворцев в состав совета. Они уж точно плохого не посоветуют и выведут комиссию на правильное русло.
На том и проголосовали. За включение депутатов в рабочую группу, принятие отчета КСП к сведению, устранение недостатков и совершенствование процедур финансового контроля высказались единогласно.
Судьбу коренных народов Сахалина теперь, видимо, определит рабочая группа.
Остается надеяться, что кого-нибудь из КМНС в нее позовут. В думе, например, никого из представителей не было».
ИА Sakh.com, соб. информ.
От редакции. После опубликования отчета КСП мы дадим более подробную информацию о нарушениях, которые палата выявила.