Социальная поддержка
В настоящее время на территории округа числятся 8869 пенсионеров, средний размер пенсии которых - 15824,19 руб. Социальные пенсии получают 575 человек, ее средний размер - 10580,03 руб. На учете состоят 1012 неработающих пенсионеров, столько же получающих региональную социальную доплату, 1092 инвалида.
Учтены 990 малоимущих семей (445 - неполные семьи, имеющие детей). Низкий уровень доходов в этих семьях затрудняет достойное существование.
Чтобы как-то улучшить их жизнь, на социальную поддержку власти планируют выделить более 6 млн рублей и увеличить число граждан, получивших помощь, с 1520 до 1980 человек.
В перечне видов поддержки присутствуют оказание материальной помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию, компенсация затрат по льготному обслуживанию в городской бане, оплата коммунальных услуг членов клуба «Надежда» и ежемесячная денежная выплата врачам амбулаторно-поликлинического звена.
Общественный порядок и коррупция
На обеспечение общественного порядка, противодействие преступности и незаконному обороту наркотиков в городском округе планируют выделить более 12 млн рублей.
Согласно анализу, изложенному в программе, в 2014 году количество регистрируемых преступлений по сравнению с предыдущим периодом у нас выросло, и муниципальное образование оказалось на втором месте по уровню преступности в области. По итогам прошлого года посягательства на чужую собственность в округе доминировали. Наблюдается рост числа лиц, решивших преступить закон.
Остается проблемой безопасность дорожного движения - ежегодно на территории округа погибают от 2 до 7 человек, ранения получают свыше 20 человек. Высокий уровень аварийности объясняется увеличением количества автомобилей, уменьшением перевозок общественным транспортом, несоответствием качества дорожной сети числу автомобилей.
Анализируя проблему наркомании, власти констатируют, что на территории округа растет число преступлений, связанных с распространением наркотиков, становится больше людей, участвующих в наркопреступлениях. Как и число потребителей наркотиков - в 2011 их было 8, за 2012-2013 годы количество увеличилось на 37,5%.
На 1 января этого года у нас 15 наркоманов, на профилактическом учете – 100 человек. При этом истинное число наркоманов наверняка превышает число зарегистрированных.
Межнациональной напряженности в округе почти нет, считают власти, – «в целом благоприятный климат». Но внимание необходимо. Одна из причин - низкий уровень этнокультурной компетентности населения, что может привести к росту напряженности. Обстановку осложняет ежегодный рост количества граждан, прибывших к нам из республик бывшего СССР для постоянного или временного проживания (например, в 2013 году их было 632 человека). Часть коренного населения относится к ним настороженно.
В противодействие коррупции (отдельная программа) деньги вкладывать не будут. То есть, перечень мероприятий есть, но средства будут тратить в рамках затрат, предназначенных для финансирования деятельности органов власти.
Экология: в первую очередь - станция перегруза
На программу охраны окружающей среды планируется выделить чуть более 360 тыс. рублей.
Муниципалитет, в частности, хочет заняться рекультивацией незаконной свалки отходов на берегу моря, проведением субботников и акций экологической направленности.
В целом экологическая ситуация в нашем округе, как считают в муниципалитете, не кризисная, но далека от благополучной. По состоянию атмосферного воздуха Поронайск входит в число четырех наиболее «грязных» муниципальных образований области. Это связано с климатическими особенностями, техногенной нагрузкой со стороны производств и, едва ли не в первую очередь, с воздействием автотранспорта.
Далеко от идеального состояние поверхностных вод, загрязняемых из-за отсутствия или маломощности очистных сооружений. В подавляющем большинстве случаев условия отведения сточных вод не отвечают нормативным требованиям. Лидирующее место по их сбросу принадлежит промышленности.
Еще одна проблема - негативные русловые процессы в Гастелловке и Матросовке. Заиливание и зарастание уменьшает пропускную способность речных русел, что при высоких уровнях воды приводит к выходу воды на пойму и к затоплению. Русла надо чистить, чтобы защитить Гастелло и Малиновку.
К слову, запрос котировок на проведение работ по расчистке русел и берегоукреплению этих рек муниципалитет недавно уже разместил. Помимо них «в прицеле» Тихменевка и Замысловатая у Забайкальца. Общая сумма – более 1, 2 млн рублей.
Морская акватория тоже требует внимания. В заливе сохраняется высокий уровень пленочного загрязнения нефтепродуктами. Флот, прежде всего маломерный, бесконтрольно сбрасывает нефтесодержащие воды, мусор, промасленную бумагу, ветошь, щепу и т. д.
Неблагополучной признается обстановка с питьевой воды, качество которой до сих пор является фактором риска для здоровья населения.
Еще одна экопроблема - отсутствие станции перегруза ТБО. Ее строительство муниципальные власти называют первоочередной задачей. В этом году объем финансирования кадастровых работ, инженерных изысканий и разработки проектно-сметной документации объекта уже превысил 2,7 млн рублей, из которых 107 тысяч потрачены местным бюджетом.
Бизнесу помогать, инвестиции стимулировать
Общий объем средств на развитие экономики составит более 10,5 млн рублей, которые направят на улучшение условий ведения бизнеса и инвестиционного климата.
Планируя работу по привлечению инвестиций, власти признают, что в последние 5 лет у нас хоть и наблюдается положительная динамика этой деятельности, но до 90% денег, приходящих в основной капитал, занимают бюджетные средства.
В секторе экономики, занятом малыми и средними предпринимателями, на 1 января этого года на территории округа действовали 789 субъектов бизнеса, большая часть которых, 606, - индивидуальные предприниматели. Были заняты почти 2000 человек (31,7% населения, занятого в экономике округа). Доминируют предприятия потребительского рынка, велика доля концентрации предприимчивых людей в обрабатывающей промышленности и строительстве. То есть, непроизводственная сфера привлекательна больше, чем реальный сектор экономики. Инвестиционные возможности местного бизнеса не велики.
Чтобы изменить эту ситуацию, власти займутся нормативно-правовой базой, механизмами государственно-частного партнерства, развитием конкурентной среды и формированием налоговой и финансовой поддержки инвесторов.
Результат развития - увеличение тоннажа
На развитие сельского хозяйства планируется потратить более 40 млн рублей.
Прогнозируемым результатом работы этой программы муниципалитет называет рост производства картофеля на 650 тонн, овощей на 223 тонн, молока на 167 тонн и яиц на 22,1 тыс.шт. Плюс создание убойных цехов с оснащением их необходимым современным оборудованием по первичной обработке и разделке туш.
Коренным народам будут помогать жить, а не выживать
В развитие КМНС планируется вложить около 15 млн бюджетных рублей.
Здесь ожидания связаны с сохранением среды обитания коренных народов, развитием и модернизацией их хозяйственной деятельности и инфраструктуры в местах проживания, само собой - повышением качества жизни более 600 представителей шести национальностей (данные на начало 2014 года).
Проблемами называют их фактическую борьбу за выживание, низкий уровень занятости, доступность здравоохранения и жилищные условия.
Выживать коренным народам приходится, в том числе, из-за постоянного падения уровня добычи рыбы, недостаточности или отсутствия плавсредств, неводов – из-за чего их традиционный промысел перестает быть самостоятельным и передается сторонним лицам.
Отсутствие цехов с применением прогрессивных технологий и квалифицированных специалистов также не позволяет организовать глубокую переработку рыбы с целью получения и реализации конкурентоспособной продукции. Словом, нужна поддержка их материально-сырьевой базы.
Доступная среда
На создание «доступной среды» для маломобильных групп населения закладываемые средства составят более 3,5 млн рублей, за счет которых к 2021 году будет приобретен специальный автомобиль для перевозки инвалидов, увеличено число муниципальных объектов, оборудованных средствами доступа (подъемники, пандусы), увеличены уровень информированности инвалидов и уровень их участия в социально-реабилитационных мероприятиях. Власти собираются также обеспечить постоянную финансовую поддержку их общественных организаций.
Культура
В рамках программы развития культуры на территории округа планируется, в частности, увеличить возможности выхода профильных учреждений в интернет, создать виртуальный музей, вложить средства в ремонт учреждений, а соотношение уровня средней зарплаты работников этой сферы к средней заработной плате по области довести до 87,4%. Общий объем финансирования программных мероприятий может составить сумму более 763 тыс. рублей.
Николай Леонов