В конце прошлого года мы публиковали материал на схожую тему. Жители микрорайона зверосовхоза спрашивали об автобусном маршруте № 5 – «не хватает мест для школьников, которые едут в школу». Интересовались, можно ли пустить автобус большей вместимостью «хотя бы в учебное время года».
Первый вице-мэр Виталий Пенкин тогда сообщал, что окружные власти автобусами не располагают, а перевозчик, работающий на маршруте, не имеет финансовых возможностей для приобретения техники большей вместимости. Вместе с тем, власти совместно с областным минтрансом «прорабатывали» вопрос о приобретении нового ПАЗ-32053.
Информации об итоге «проработки» у нас нет. Однако недавно появились сведения о том, что область закупает 83 новых автобуса, которые поступят в районы в зимой (поставки ожидают в декабре). 53 машины на 45-60 мест, 9 автобусов на 70 мест, 11 автобусов на 100 мест с трапами для инвалидов и 10 – утепленные, повышенной проходимости. В областном центре останутся 47 машин, остальные 36 отправят в 14 районов (по 1-3 в каждый). Среди получателей техники назван и Поронайск. Как нам сообщили в отделе экономического развития окружной администрации, сюда могут отправить два автобуса, которые, пока предположительно, запустят на внутригородских маршрутах. Возможно, это поможет решить проблему с «бочкой» и «селедкой».
С вопросом, о котором сказано в начале материала, за комментарием мы обратились к и. о. начальника управления образования Наталье Анисовой. В своем ответе она пишет:
«В соответствии с правилами приема в муниципальные общеобразовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам прием осуществляется согласно закрепленной территории за общеобразовательной организацией. При условии выбора обучения в общеобразовательной организации, находящейся за пределами закрепленного микрорайона, подвоз обучающиеся осуществляется в черте города общественным транспортом. Организованный подвоз обучающихся МБОУ лицей-интернат №3 «Технологии традиционных промыслов народов Севера» г. Поронайска осуществляется в связи с тем, что общеобразовательная организация расположена за пределами черты города».
Небольшая подробность. Поскольку мы находимся в южной части Сахалина, которая относится к климатической подзоне IIБ зоны II (климат умеренно холодный, малоблагоприятный), согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», пешеходная доступность образовательных учреждений в городе не должна превышать 0,4-0,5 км.
Такое условие обязательно при проектировании и строительстве школ, а необходимость организации транспортной доставки учащихся, если расстояния превышают нормативные, в правилах оговаривается в отношении сельских жителей.
Чему в этом случае можно посочувствовать, – это затраты родителей на поездки детей в школу и обратно. Есть у нас и вопрос «в тему».
На днях в редакцию позвонила жительница Поронайска и попросила найти ответ на вопрос «почему для школьников нет бесплатного проезда в общественном транспорте?».
Напомним, такая льгота появилась в области в начале сентября и не повсеместно – только в областном центре, в Корсакове и Невельске. Согласно официальным новостям, губернатор ставил задачу перед всеми главами муниципальных образований. Южно-сахалинские власти сообщали, что проезд для школьников будет бесплатным в течение всего учебного года, включая каникулы (кроме летних).
Тут же начались проблемы – перевозчики говорят об убытках, предпочтении «живых» денег субсидиям «в будущем», или вообще не верят, что их будут перечислять. Власти стали говорить о «борьбе» с теми, кто отказывается перевозить школьников бесплатно - в помощь им ГЛОНАСС, «тайные контролеры», прием телефонных жалоб. Угрозой проверок отреагировала прокуратура, а губернатор заявил, что «не хотите возить детей – значит, не будете работать вообще».
В нашем округе эта тема тоже в окуляре. По информации, полученной нами в отделе экономического развития, бесплатный проезд учащихся может начаться даже в следующем году, или через год-два...
Словом, теории пока больше - впереди работа по изучению результатов «пилотного проекта» в областном центре, сбор предварительной информации в округе. Необходимо знать потребность, возможности перевозчиков, вероятные финансовые затраты, чтобы сформировать бюджет с их учетом, и так далее.
К слову о затратах. В Южно-Сахалинске «выпадающие доходы» перевозчиков составляют сумму, превышающую 12 млн рублей, чуть меньше в Невельске - около 11 млн.
Николай Леонов