Как мы выяснили, такие опасения в МУП «ПКК-1» присутствуют и связаны они с тем, что оборудование котельной стоит в помещении, арендатором которого компания уже не является (общая площадь помещений, занимаемых производством и входящих в состав здания бывшей бумовской ТЭЦ, составляет почти 2000 кв. метров). ООО «Фирма «Эллар», с 2003 года собственник помещений здания ТЭЦ (12078,10 кв.метров), не продлила договорные отношения с МУПом - контрагенты не согласовали более чем двукратное увеличение арендной платы, с 39 тыс. до 80 тыс. рублей в месяц. Обоснованием чему стали разве что рыночные отношения – по словам гендиректора «ПКК-1» Дмитрия Олешко, иной причины им не сообщили. Размер платежей устроил предпринимателя Романа Назарова, который с недавнего времени и стал арендатором на условии последующего, в течение трех лет, выкупа помещений.
Об этом представители сторон говорили на встрече, которая состоялась на прошлой неделе у объекта раздора (снимок внизу), - предприниматель и представитель «Эллара» осматривали гаражный бокс, где размещена котельная, и прилегающий склад, «протоколировали» состояние.
Судя по услышанному там журналистом, коммунальщики, действительно, воспринимают ситуацию как «форс-мажорную», говорят о возможном срыве отопительного сезона, предлагают решать вопрос в суде и т. д. Впрочем, Назаров не выказывал «зверских» намерений – понимание, что «никто не даст» сезон сорвать, оставив без тепла значительную часть города, у него есть.
Как о вероятном способе решения проблемы со стороны предпринимателя речь шла о соглашении, оговаривающем срок из десятка месяцев, включая отопительный сезон (или чуть больше), в течение которого МУП «ПКК-1» могла бы провести демонтаж. Переговоры об этом еще будут вести. Во всяком случае, со стороны компании, видимо, будет подготовлен и предложен проект договора субаренды, предприниматель ждет предложения и будет их рассматривать.
Срок действия договора коммунальщики могут обусловить только одним обстоятельством – запуском новой котельной на твердом топливе, строящейся неподалеку (на снимке вверху). Сроки там другие - общий период работы может составить полтора - два года.
Последний раз эта тема публично проявилась в ноябре прошлого года – арбитражный суд двух инстанций принял решение по иску «ПКК-1» к «Эллару», в котором коммунальщики просили принять обеспечительную меру - обязать фирму «устранить нарушения права <…> путем запрета ответчику совершать действия по созданию препятствий <…> в доступе» в котельную. Говоря иначе, искали юридическую гарантию спокойного проведения отопительного сезона.
Спор не первый – ранее суд трижды рассматривал иски по делам с участием «Эллара» и МУП «ПКК-1». Фирма, в частности, взыскивала с МУПа неосновательное обогащение за пользование зданиями склада и гаража, а окружная администрация и вовсе оспаривала право «Эллара» на владение этими объектами. Владеть ими фирма начала с 2003 года, после того, как купила их у ОАО «Поронайский ЦБЗ».
Администрация просила признать право собственности за муниципальным образованием, аргументируя тем, что в 1998 году на ТЭЦ ЦБЗ произошла авария и весь жилой фонд микрорайона бумажников оставался без тепла и воды. Администрация вынуждена была принимать меры по строительству и оборудованию собственной муниципальной котельной. В том же году она и ООО «Сырьевые ресурсы», владелец 100% акций ОАО «Поронайский ЦБЗ», договорились о передаче собственности ЦБЗ в счет задолженности по налогам в местной бюджет. Произошел зачет налогов «и с этого времени на протяжении более 12 лет муниципальное образование владеет указанным выше имуществом, несет бремя содержания и обеспечивает сохранность имущества» (цитата из судебного решения).
Но ранее, в 2001 году, было принято судебное решение, признающее право собственности за ОАО «Поронайский ЦБЗ».
Как считали в администрации района, конкурсный управляющий должен был передать объект в муниципальную собственность, но оформил его в собственность ОАО, после чего продал «Эллару» по заниженной цене. Поронайские власти своевременно не были об этом извещены, узнали только в 2010 году, получив от фирмы договор на аренду помещения и копию свидетельства о праве собственности. Срок давности для оспаривания регистрации права на ОАО тогда истек.
Суд счел, что муниципалитет не доказал принадлежность спорного имущества (его нахождение в реестре муниципальной собственности).
Последний спор возник ровно в таких же обстоятельствах, как и нынешние.
В июле прошлого года также закончился срок договора между компанией и фирмой, на новый срок договор не заключали из-за несогласования размера арендной платы. Тоже было письмо из «Эллара», в котором опять же шла речь о демонтаже оборудования и передаче помещения собственнику по акту приема-передачи, после подписания которого доступ сотрудников МУП «ПКК-1» в помещения должны были закрыть. Фирма сделала это, согласно информации, содержащейся в судебном решении, в ответ на уведомление коммунальщиков о прекращении договорных отношений. Снова все произошло в период подготовки к очередному отопительному сезону.
Договор аренды на новый срок был подписан, но с протоколом разногласий. Размер платежа «Эллар» предлагала тот же - 80000 руб. в месяц. С чем в коммунальной компании не соглашались - состояние арендуемых помещений и тогда и теперь ни ахти какое.
Была проведена оценка имущества, после которой платеж составлял гораздо меньшую сумму.
В прошлом году суд отказал МУП «ПКК-1» в удовлетворении иска, поскольку не увидел доказательств того, что «Эллар» препятствует коммунальщикам (утверждение «предположительно-вероятностное»), а стороны имели намерение возобновить арендные отношения и согласовывали условия. Сейчас сюжет раскручивается по-новому.
Вице-мэр Ольга Гапова, комментируя ситуацию, говорит о существенном нарушении права, связанного со статусом котельной как объекта жизнеобеспечения, и, как следствие, ничтожности договора, заключенного между «Элларом» и Романом Назаровым, – уведомление фирмы о расторжении отношений в МУП «ПКК-1» поступило в ненадлежащий срок.
Дело в том, что есть закон «О теплоснабжении», согласно которому собственники источников тепловой энергии, планирующих вывод их из эксплуатации, обязаны уведомлять об этом не менее чем за восемь месяцев. Муниципалитет в таких ситуациях имеет право приостановить вывод на срок до трех лет, не более.
Роман Назаров с аргументом вице-мэра не соглашается, поскольку речь идет не о котельной, а о бывшем гаражном боксе, где ее разместили.
Спорить есть о чем, но участники - люди адекватные, и срыв отопительного сезона вряд ли случится.
Николай Леонов