Памятная встреча. С.Горбунов и российский бизнесмен Зуфар Шагивалеев из Казани. г. Итригава. Хонсю
В Аомори и началась собственно экспедиция вокруг трёх южных Японских островов. Проехав северный берег острова Хонсю, пешком с велосипедом, опять-таки по подземному туннелю, я пересёк пролив и оказался на острове Кюсю, где достиг самой западной точки маршрута – города Нагасаки. Объехав по периметру остров Кюсю, я вернулся на Хонсю и продолжал маршрут уже по южному побережью самого большого острова Японии. Проехав Хиросиму, по мостам, соединяющим небольшие острова Внутреннего Японского моря, я попал на остров путешественников – сказочный Сикоку и, обогнув его, тем же маршрутом вернулся на Хонсю. Далее по южному берегу Хонсю я ехал до самого Аомори, обогнув лишь по внутренним дорогам Японии участок побережья между городами Иваки и Сендай, – место Фукусимской трагедии.
Путешествие на велосипеде существенно отличается от пешеходного. В нём совершенно другой ритм и стиль жизни. Представьте, что вы в течение трёх месяцев, практически без перерывов и без единого выходного по 10-12 часов в сутки крутите педали тренажёра под названием велосипед. На эту работу уходит огромное количество калорий. К этому следует добавить, что Япония дорогая страна. На свою месячную норму прожиточного минимума – 50 тысяч йен – мне удалось: купить два велосипеда; 6 раз в пути ремонтировать свой велосипед (замена проколотых камер, стёршихся об асфальт шин и т.п.); покупать газовые баллоны для примуса (жечь костры в Японии запрещено, поэтому пищу приходилось готовить на газовом примусе); отправлять посылки с находками; платить за проезд по платным дорогам и в течение трёх месяцев покупать батарейки, карты памяти, продукты питания и прочие необходимые в путешествии вещи. Но продукты питания в Японии также очень дорогие, к тому же совсем нет многого из того, что давно стало привычным для нас в России, – например, никаких круп, кроме очень дорогого риса, который мне был просто не по карману. Выручала моя давняя приверженность к вегетарианству. Дикие травы – белокопытник, подорожник, клевер, конский и обычный щавель, одуванчик, осот, лебеда, крапива, молодые побеги бамбука – стали главными в моём рационе питания. Но и здесь свои особенности – крапива в Японии совершенно не жжётся и не имеет вкуса, а лебеда и одуванчики – обычные российские сорняки – встречаются здесь крайне редко. Японские крестьяне за тысячелетия освоения островов просто съели эти травы, и их пора заносить в «Красную книгу Японии». Да простят меня японцы, но в угоду собственному желудку я продолжал пагубную традицию уничтожения этих ценных и редких пищевых трав. За экспедицию я потерял в весе 12 кг. Так что всем желающим похудеть рекомендую велосипед и вегетарианскую диету.
Японию не случайно называют Страной Восходящего Солнца. Это название не просто отражает географическое положение страны. Оно в значительной степени определяет и жизнь самих японцев. Встречать рассвет в горах, в море, в поле за работой – здесь это воспринимается как естественная потребность души. Ночуя на берегу океана, я много раз наблюдал, как в предрассветных сумерках множество рыбацких шхун и катеров выходят в море и с восходом солнца в море уже кипит работа на рыбацкой ниве. То же самое происходит и на крестьянских полях, и во многих других сферах японской жизни. Путешествуя по Японии, я тоже переключился на этот ритм жизни. Вставать с рассветом, около 4 часов утра, стало потребностью. Может быть, потому японцы и живут долго, что не нарушают естественные биологические ритмы. В Японии и мужчины и женщины выходят на пенсию в 65 лет. В стране самый большой процент долгожителей – свыше 40 тысяч человек, перешагнувших 100-летний рубеж. Почти все японские пенсионеры в возрасте от 80 до 100 лет ведут очень активный образ жизни.
Несмотря на огромное население, по численности равное населению России, японцы удивительным образом сохранили природу своей страны. 75% территории Японии занимают горы и горные леса. Основной лесной породой является суги или криптомерия японская – красивое хвойное дерево, древесина которого издаёт удивительно приятный аромат. В лесах огромное количество зверей и птиц. Я много раз встречал цапель, уток, лебедей и даже фазанов на рисовых полях или в лесу у дороги. Они нисколько не страдают от соседства с человеком. Здесь все – и люди, и звери – живут в гармонии друг с другом. В Японии нет браконьерства. Главные Божьи заповеди – «возлюби» и «не убий» здесь свято исполняются. Уверен, что именно поэтому японцы живут долго и счастливо. Леса вдоль дорог в Японии часто отгорожены заборами, но не для того, чтобы люди не ходили в лес, а для того, чтобы звери не выходили на проезжие части дорог. К сожалению, немало зверей гибнет на дорогах Японии под колёсами машин.
В лесах Северного Хонсю мне довелось увидеть красивого и редкого зверя – светлого хоря. Когда-то он водился и на Сахалине. Во время наших раскопок пещеры Останцовой на горе Вайда в Смирныховском районе впервые на Сахалине были обнаружены его кости. Кстати, сбор костей животных Японских островов был одной из задач экспедиции. Удалось собрать интересную коллекцию для зоологов Института экологии растений и животных УроРАН в Екатеринбурге.
Однако главным проектом, над которым пришлось работать во время экспедиции по Японским островам, был сбор раковин моллюсков для создания крупнейшего в мире Музея ракушек. Было обследовано огромное количество пляжей, бухт, берегов всех посещённых островов, и собрана весьма представительная коллекция морской и наземной фауны моллюсков. Наряду с обычными для Японии каури, устрицами, литоринами, асари, мидиями, был найден редкий вид стромбуса, несколько видов наземных брадибен и даже приобретён гигантский полуметровый трубач – один из раритетов нашей коллекции. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей подключились к нашему проекту. Только совместными усилиями, методом «народной стройки» мы сможем создать действительно уникальный музей, который станет ещё одним украшением Сахалина, ещё одним подарком для сахалинцев и гостей острова. Небольшая группа энтузиастов уже помогает нам в этом деле. Благодаря им, коллекция пополнилась моллюсками Индии, Индонезии, Азорских островов, Чёрного моря и Австралии. Среди таких энтузиастов Александр Молодых, Ирина Кричевская, Дмитрий Горбунов, Наоми Накамура, Ютака Акияма. Не исключено, что результатом этого проекта станет и книга «Моллюски Японского моря»…
На южном берегу Хонсю мне довелось посетить зону Фукусимской трагедии. Продвигаясь на северо-восток от города Иваки, я всё реже и реже встречал на дороге машины и людей, далее пошли совершенно заброшенные посёлки и, наконец, – мёртвый город-призрак Тамиока. Внешне всё в нём было чисто и красиво – огромные отели, рестораны, административные здания, дома местных жителей. В домах занавески, мебель, посуда, во дворах – машины. Всё целое, ни одного разбитого стекла. Но над всем этим стояла мёртвая, зловещая тишина… Город оставлен людьми… В нескольких километрах от города меня остановил полицейский патруль. «Дальше нельзя, опасная зона!» – вежливо объяснили полицейские. На мой вопрос, как проехать в Сендай, мне объяснили, что придётся возвращаться 50 километров в Иваки и ехать через город Курияма в центральной части острова. Так я и сделал. В тот день на берегу моря я увидел умирающую морскую уточку. Она сидела неподвижно чуть выше кромки прибоя, иногда беспомощно моргая глазами. Я подошёл, сфотографировал её с расстояния около полуметра, и у неё не было сил даже отреагировать на меня. На каждом пляже лежат мертвыми с десяток её собратьев. По-видимому, это тоже результат Фукусимы – ещё одной ядерной трагедии на земле Японии, начало которой было положено 6 августа 1945 года в Хиросиме. Жертв последней трагедии посчитать будет невозможно, но она ещё долго будет аукаться среди обитателей Японии не только как человеческого, так и звериного рода…
Не хотелось бы останавливаться на этой печальной ноте. Япония многому учит. И мне, как русскому путешественнику, она преподнесла прекрасный урок. И я благодарен Богу и всем моим японским и российским коллегам и друзьям за реализацию этого проекта. Через несколько дней маршрут будет продолжен по Хоккайдо. По результатам экспедиции планируется не только создание нового музея, но и подготовка нескольких книг и статей, фотовыставок, издание открыток, посвященных Японии и японскому искусству. Но главный результат – это осознание уникальности нашего прекрасного и родного Сахалина, – острова, который мы должны беречь и лелеять, как японцы берегут и лелеют свою многострадальную родину.
Сергей Горбунов (фотографии автора)
Кладбище кораблей в Аомори.
Рыбацкий порт на севере Хонсю.
У ворот храма в Тайрадате. Хонсю.
Маяк на берегу Сангарского пролива. Хонсю.
Горная дорога у мыса Таппи. Хонсю.
Весна в горах Северного Хонсю.
Обезьяны на полуострове Цугару. Хонсю.
Синтоистское святилище вблизи Одосе. Хонсю.
Синтоистское святилище вблизи Одосе. Хонсю.
Японская деревня в префектуре Акита
Весенние работы крестьян. Префектура Акита.
Рыбацкая деревня. Префектура Акита
Экологический субботник - очистка пляжа от мусора.Префектура Акита.
Сакура цветёт.
Магнолия.
Японский пейзаж Хонсю.
Японское кладбище.
Весенняя вспашка на рисовом поле.
Залив Вакаса.
Бамбуковая роща.
Японский хутор.
Дары океана.
Вечер на рисовом поле.
За проливом - остров Кюсю.
Симоносеки. Пушки, отражавшие вторжение эскадры военных кораблей Америки и Европы в 1864 году.
Набережная в Нагасаки.
Нагасаки.
На день мальчиков - 5 мая повсюду вывешивают изображения карпов.
На Кюсю огромное количество сухопутных крабов.
После войны и поныне Америка проводит усиленную американизацию Японии.
Праздник в синтоистском храме.
Хиросима.
В Японии машин больше, чем людей.
Мосты между островами соединяют Хонсю и Сикоку.
Острова Внутреннего Японского моря - рай для туризма и отдыха.
Остров Накатадзима. Закат.
Синтоистское святилище у мыса Мурото. Сикоку.
Японский путешественник на о.Сикоку.
Меотоива - священные скалы на Сикоку.
Японские дети. г.Химедзи.
Замок в Вакаяме.
Скалы в Кусимото.
Старинный парусник для туристов на полуострове Идзу.
Сезон дождей в Иокогаме.
Памятник самураю в Китаибараки.
Рассвет над океаном. Нода.
Залив Муцу вблизи Аомори.
Новую публикацию Сергея Горбунова о своем путешествии читайте на нашем сайте с 17 августа