Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 102-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам исключения избыточных требований при оказании государственных услуг и осуществлении государственных функций” скорректированы Градостроительный кодекс, ЗК РФ, Законы о техническом, таможенном регулировании, о переводе земель из одной категории в другую, о лицензировании отдельных видов деятельности и другие акты. Из них исключены нормы об обязательном представлении учредительных документов, их копий (в т. ч. нотариально заверенных), выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Данные материалы должны представляться в добровольном порядке или получаться в рамках межведомственного взаимодействия. Поправки вступают в силу по истечении 180 дней после официального опубликования. (опубликован 21.04.2015).
Уточнен список лиц, которым запрещено усыновлять детей
Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 101-ФЗ “О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации” внесены поправки, которые уточняют перечень лиц, которые не могут быть усыновителями.
В него внесены лица, имевшие судимость либо подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за некоторым исключением), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести. Речь идет о случаях признания судом таких лиц, представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого.
Жилищное обеспечение военнослужащих: поправки
Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 97-ФЗ “О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации".
Военные, отслужившие 10 и более лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилья или субсидии на его приобретение.
Закреплено, что указанные лица, отказавшиеся от предложенного им жилого помещения, отвечающего всем установленным требованиям, либо от жилищной субсидии, а равно не предъявившие по неуважительной причине в течение 30 дней документы, необходимые для предоставления жилья или жилищной субсидии, подлежат увольнению с военной службы без их согласия. При этом они остаются на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе, в котором предусмотрена военная служба, до обеспечения их жильем.
Государство разрешит обналичить 20 тыс. из средств материнского капитала
Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. № 88-ФЗ “О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала” предусмотрено, что получившие сертификат на материнский (семейный) капитал и живущие в России, имеют право на единовременную выплату в 20 тыс. руб., если право на капитал возникло (возникает) по 31.12.2015 независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей.
Если остаток капитала составляет менее 20 тыс. руб., то можно получить этот остаток.
В некоторых случаях претендовать на выплату может ребенок (дети в равных долях). Это возможно по достижении им (ими) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия по 31.12.2015, если выплата ранее не была получена родителями (усыновителями) или иным законным представителем.
Заявление о предоставлении выплаты подается в территориальный орган ПФР не позднее 31.03.2016. Положения Закона применяются до 01.07.2016.
Внесены поправки, которые затрагивают религиозные организации
Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 80-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” внесены поправки, которые затрагивают религиозные организации (далее - РО).
Закреплено, что вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности РО определяются уставом и (или) внутренними установлениями РО.
Учредители РО могут выполнять функции органа РО или членов коллегиального органа РО в порядке, предусмотренном уставом и внутренними установлениями РО.
Порядок образования органов РО и их компетенция, правила принятия решений этими органами, а также отношения между РО и лицами, входящими в состав ее органов, также определяются уставом и внутренними установлениями РО.
В решении об учреждении РО указываются сведения об учреждении РО, утверждении ее устава, избрании (назначении) органов РО.
РО не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
Положения ГК РФ применяются к РО, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами.
Крымские РО могут привести свои учредительные документы в соответствие с российским законодательством и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ до 1 января 2016 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 07.04.2015г.
Уполномоченные по правам человека: поправки
Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 76-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека” внесены поправки, касающиеся федерального и региональных уполномоченных по правам человека.
Установлено, что данные лица вправе беседовать с осужденными и заключенными под стражу наедине. При этом должны быть обеспечены условия, позволяющие представителю администрации учреждения, исполняющего наказания, или СИЗО видеть беседующих, но не слышать их.
Закон об общих принципах дополнен главой, посвященной региональному уполномоченному по правам человека. В частности, она предусматривает следующее.
Конституцией (уставом), законом региона в целях защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина могут учреждаться должность регионального уполномоченного либо иные госдолжности, создаваться госорганы.
Региональный уполномоченный назначается (избирается) на должность и освобождается от нее законодательным (представительным) органом власти региона. Претендовать на этот пост может гражданин России не моложе 30 лет, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Его кандидатура согласовывается с федеральным уполномоченным. Срок полномочий - 5 лет. Одно и тоже лицо не может быть региональным уполномоченным более 2 сроков подряд.
Прописаны ограничения по должности. Так, уполномоченному запрещается состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели.
Уполномоченный принимает к рассмотрению жалобы любых лиц, находящихся на территории региона. Он вправе беспрепятственно посещать территориальные органы, учреждения и организации, запрашивать сведения, необходимые для рассмотрения жалоб, получать объяснения должностных лиц и госслужащих, проводить самостоятельно или совместно с компетентными структурами проверки.
Жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, не просматриваются администрацией таких мест и в течение 24 ч направляются уполномоченному.
Основания для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам по гражданским делам
Пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам по гражданским делам – один из видов пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Часть 3 ст. 392 ГПК РФ приводит исчерпывающий перечень оснований для пересмотра судебных постановлений по вновь отрывшимся обстоятельствам, вступивших в законную силу.
Вновь открывшиеся обстоятельства – это юридические факты, имеющие значение для разрешения дела, существовавшие на момент рассмотрения дела, но неизвестные в то время; об их существовании стало известно позже (после вступления судебного постановления в законную силу).
В п. 1 ч. 3 ст. 392 ГПК предусмотрены существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю, как основание для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом необходимо иметь в виду, что представленные заявителем новые доказательства по делу не могут служить основанием для пересмотра судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
При обращении в суд с заявлением о пересмотре решения по вновь отрывшимся обстоятельствам следует учитывать следующее.
Во - первых, обстоятельства должны существовать во время рассмотрения дела.
Во - вторых, эти обстоятельства не были и не могли быть известны заявителю, а значит, они не были известны и суду, рассматривавшему дело.
В - третьих, обстоятельства имеют существенное значение для дела.
Существенность означает то, что, будь эти обстоятельства известны во время рассмотрения дела, решение было бы вынесено иное.
Согласно п. 2 ч. 3 статьи 392 ГПК РФ, другими вновь открывшимися обстоятельствами являются: заведомо ложное показание свидетеля; заведомо ложное заключение эксперта; заведомо неправильный перевод; фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда.
Третье основание для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, относящееся к вновь открывшемуся обстоятельству, - это преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.
Прокурор вправе обратиться в суд с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам, если дело было возбуждено по заявлению прокурора, поданному в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45, ст. 394 ГПК РФ), либо если прокурор вступил в процесс для дачи заключения по делу в случаях, когда это предусмотрено ГПК РФ и иными федеральными законами (ч. 3 статьи 45 ГПК РФ). При этом, право на обращение прокурора с таким представлением не зависит от фактического участия прокурора в заседаниях судов соответствующих инстанций.
Прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных постановлений в порядке главы 42 ГПК РФ в интересах граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, не привлекавшихся судом к участию в деле, если судебными постановлениями разрешен вопрос о правах и обязанностях этих лиц, применительно к ч. 1 ст. 45 ГПК РФ (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).
Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 116-ФЗ “О внесении изменений в статьи 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” статья КоАП РФ, предусматривающая ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, дополнена новым составом.
Это производство и выпуск продукции СМИ, содержащей публичные призывы к терроризму, материалы, оправдывающие его, другие, призывающие к экстремизму либо обосновывающие или оправдывающие необходимость такой деятельности (за исключением отдельных случаев). Юридических лиц оштрафуют на сумму от 100 тыс. руб. до 1 млн руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.
Аналогичный размер штрафа установлен за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в федеральный список, а равно их производство либо хранение для массового распространения.
Правовые акты Сахалинской области публикуются на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)
Законом Сахалинской области от 31 марта 2015 г. N 14-ЗО "Об опубликовании правовых актов Сахалинской области на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru)" правовые акты областной Думы, Губернатора, Правительства и органов исполнительной власти Сахалинской области подлежат официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Для обеспечения опубликования правовые акты в электронном виде должны направляться в срок не позднее четырех дней со дня их подписания в уполномоченный орган, определенный Губернатором.
Правовые акты размещаются на интернет-портале в течение 10 дней со дня их подписания.
Правильность и своевременность опубликования, а также соблюдение технических требований контролирует Губернатор Сахалинской области.