Прежде всего, общественность интересует обоснованность стройки ГРЭС-2 в том месте, где ее решили строить, а именно в селе Ильинском Томаринского района, сказал председатель регионального отделения ОНФ Виктор Маленков. На что руководитель агентства газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области Вера Тихоньких сразу же пояснила, что планированием этой стройки с точки зрения эффективности и безопасности занимались авторитетные научные институты. Исследовав множество критериев, они сочли оптимальным именно Ильинское (три года назад ученые оптимальной сочли площадку у Сахалинской ГРЭС. – Прим. «Звезды»). Изучались вопросы сейсмики, имеющихся запасов угля и возможность параллельного развития других отраслей. По ее словам, плюсы и минусы взвешивались в течение нескольких лет, сообщает РИА «Сахалин-Курилы».
Старая станция, по словам первого заместителя генерального директора «Сахалинэнерго» Павла Яковлева, вводилась в эксплуатацию в 1965 году на Лермонтовском месторождении в поселке Вахрушев. На новую станцию запасов здесь уже не хватит. ГРЭС-2 рассчитывает на мощности Солнцевского угольного разреза и невельского предприятия «Горняк-2». Модернизировать ГРЭС в Востоке тоже не представляется возможным, из-за новых требований в сейсмике здание пришлось бы перестраивать с нуля.
Маленков заметил, что ОНФ в процессе работы выяснил одну, по их мнению, характерную для Сахалинской области проблему – принимаемые решения достаточно редко заранее обсуждаются с жителями. Конкретно по строительству ГРЭС-2, говорит Маленков, общественные слушания проводились только однажды, и то - в Томаринской районе. Тихоньких отметила, что встречи с жителями Востока проходят регулярно.
- Накал страстей в случаях, когда людям приходится уезжать со своих привычных мест, был, есть и будет всегда, - отметила Тихоньких, - встречи у нас всегда проходят очень эмоционально, людей не интересуют доклады чиновников, они хотят говорить в формате «вопрос-ответ». Многие спрашивают нас уже не про ГРЭС, а вообще про судьбу села, не бросят ли его власти после того, как станция будет выведена из эксплуатации.
Этот же вопрос возник и у члена ОНФ Анатолия Кобелева: если уж процесс стройки идет, и его уже не остановить, то главное, что нас теперь интересует, это дальнейшая судьба села.
Представитель «Сахалинэнерго» рассказала, что сокращения на Сахалинской ГРЭС начались еще два года назад. За это время сокращено 286 сотрудников. По ее словам, тем не менее, компания не бросала людей на произвол судьбы, предлагая варианты трудоустройства.
- Специально для них мы создали цех централизованного ремонта при ГРЭС, здесь, в Востоке на 80 мест. Труд там, конечно, низкоквалифицированный, но зарплату людям мы оставили прежнюю. На такие условия согласилось лишь 10% бывших работников, остальные предпочли полгода выходных пособий по сокращению. Создали 15 мест на участке по ремонту электросчетчиков – они тоже отказались.
Она также добавила, что сокращенным предлагали 107 вакансий, в том числе и на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, правда без предоставления жилья. Нетрудно догадаться, что на это пошли единицы. Сейчас численность работающих довели до норматива – 410 человек. Новая станция после вода в эксплуатацию потребует 430 работников. На переезд и работу на новой станции пока согласились 282 человека. Для энергетиков там строится капитальное жилье, и будет предоставлено всем работникам.
По поводу перспектив жизни поселков Восток и Вахрушев без станции высказался министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области Георгий Митрик. Он рассказал, что будущее этих населенных пунктов в правительстве связывают, прежде всего, с развитием угольной отрасли. По его информации, местные разрезы на предмет перспективности сейчас изучает инвестор - невельский «Горняк-2».
- Надеемся, что эти участки заработают, и часть местных жителей сможет устроиться в угольную отрасль. Других возможностей развития мы пока не видим, - подытожил Митрик.
Автор текста и фото: Алина Сабитова