С возрастанием интенсивности движения на дорогах, в условиях гололеда, дождя и снега, зачастую такие нарушения ПДД пешеходами, как: переход улицы в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта, приводят к ДТП с тяжкими последствиями, особенно с участием детей.
Может ли урок физики убедить учеников выполнять правила дорожного движения? Какой путь важнее - остановочный или тормозной? Пешеходная «зебра» – зона безопасности или повышенного внимания? Всегда ли стоит спешить, используя преимущественное право пешехода? Как не стать невидимкой на ночной дороге – рассказал опытный педагог, учитель физики МБОУ СОШ № 1 г. Поронайска Божок Ольга Витольдовна, которая одна из первых в городе придала значение этой теме и провела подобное занятие для учащихся школы. Для фактической убедительности сотрудники отделения ГИБДД г.Поронайска для проведения данного урока предоставили статистические данные аварийности, фотоматериалы, презентацию и видеоролики.
Необычный урок педагог начала с того, что обозначила существующую проблему травмирования и гибели людей на городских дорогах, в частности в период межсезонья. Обратила внимание, что многие из учащихся передвигаясь в школу и обратно, сталкиваются с интенсивным дорожным движением в реальных условиях, ведь дорога – объект повышенной опасности, и знания, полученные на уроке, будут иметь для них большую практическую значимость.
На практике очень часто возникают проблемы, решение которых требует знания законов и формул физики, и которые обязательно нужно связать с правилами дорожного движения.
Педагог предложила учащимся высчитать тормозной путь транспортного средства при экстренном торможении с учётом скорости, реакции водителя и состояния дорожного полотна.
Определить какие физические силы действуют на автомобиль в процессе движения, и вывести формулу расчета тормозного пути автомобиля для ребят не составило труда.
С учетом погодных условий при гололедице, в дождь, на заснеженном покрытии длина тормозного пути увеличивается в 4 раза.
Также свое внимание педагог акцентировала на праве преимущества пешехода при переходе проезжей части дороги по пешеходному переходу. Всегда ли оправдан подобный риск?
-«А теперь представьте, какие травмы получит пешеход, если на него будет совершен наезд? И какова будет степень тяжести травм, полученных пешеходом, в зависимости от скорости автомобиля?
- Понятие скорости всем знакомо и не вызывает недоумение у тех, кто совсем плохо знает физику. Поэтому на практике так важно понятие остановочного пути автомобиля»- констатировал учитель.
Все единогласно пришли к выводу, что нарушать скоростной режим опасно, а пешеходам нужно учитывать то, что резко появляясь на проезжей части, подвергается опасности не только своя жизнь, но и других людей.
Во второй части урока, учащиеся обсуждали такой важный аспект – как влияние цветовой гаммы и светоотражающих элементов на безопасность пешеходов.
О принципах действия светоотражателей рассказал и показал их эффект в действии сотрудник отделения ГИБДД. Ребятам пояснили, что использование так называемых «фликеров» снижает риск попасть в ДТП в 6–8 раз! Ношение фликеров должно стать обязательным для пешеходов. При наличии фликера, водитель видит пешехода за 150 - 200 метров, против 30 метров – без световозвращателя.
Такой сложный, требующий определенных способностей, и не всеми любимый предмет, как физика, для старшеклассников стал увлекательным и интересным, а главное – заставил задуматься о безопасности дорожного движения.
Проведение подобных уроков — это способ повышения интереса учащихся не только к изучению предмета, но и к теме безопасности на дорогах.
Использование примеров, не похожих на привычные задачи из учебников, результаты решения задач, новая информация, сделанные совместными усилиями выводы, не только придали уроку яркую и эмоциональную окраску, но и убедили учащихся в обоснованности правил дорожного движения и в необходимости выполнять их в реальной жизни.
Каждый может сам определить важность выбора правильной и безопасной модели поведения на дороге, а также повысить бдительность при неблагоприятных погодных условиях.
Надеемся, что знания, полученные на таких уроках помогут ребятам в жизни, предвидеть и избежать множество опасных ситуаций на дороге, что сохранит жизнь и здоровье каждого ребенка.
В. Н. Агафонова, инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД ОМВД России по Поронайскому городскому округу, источник: официальный сайт Поронайского городского округа