На открытии недели много говорилось о русском языке, учащиеся читали стихи, посвященные русскому языку, звучали шутки, загадки, ставились сценки, проводился конкурс на лучшую тетрадь по русскому языку – победителем в этой «номинации» был признан Виктор Волков, ученик 2 класса.
Во второй день прошел «брейн-ринг». Учащиеся соревновались в своих знаниях по разделам русского языка: лексика, морфология, синтаксис. Красочные плакаты с высказываниями о русском языке, выставка словарей, рисунки с уроков украсили это мероприятие. Учащиеся по-новому отнеслись к предмету, они подтянулись и в их голосе звучала гордость за свой русский язык, за свою страну.
Были две команды, выбраны капитаны, для которых была подготовлена разминка. Кроме вопросов звучали стихи, ребята отгадывали загадки, продолжение пословиц. Задания были интересными. Например, какой знак препинания впервые был введен Н.М. Карамзиным? Как во времена М.В. Ломоносова называли восклицательный знак, черточку, скобки? Что означают выражения и когда мы их употребляем: шиворот-навыворот, спустя рукава, точить лясы? Как называются люди, живущие в Пскове, Томске, Курске, Туле, в Малиновке?
Еще один конкурс на знание фильмов, в названии которых встречаются имена числительные. Победила самая быстрая, самая дружная, самая сообразительная и самая смекалистая команда 10 класса (капитан Татьяна Писарева).
Но гвоздем недели был, конечно, фольклорный праздник «Посиделки в русской избе», это был настоящий праздник не только для учащихся школы, но и для родителей, и населения.
Во-первых, класс превратили в настоящую деревенскую избу 18 века. Русская печь с голландской задвижкой, около печки - стопка дров, сушатся валенки, в углу - ухват, самый настоящий, никто из присутствующих его и в глаза не видел до сих пор. Лавка, на ней чугунок, светец, ендова, горит лучина, небольшие окошки, занавески, полочка, на которой висят деревянные ложки, посуда - хохлома, половники. Самовар, большой заварной чайник, по стенам, как и раньше, портреты родных, картинки. Большой семейный стол, лавки, в углу коромысло. Дети и учителя в костюмах, в головных уборах, какие носили крестьяне в 18 веке.
Все это создавало праздничное настроение, все было едино, это была настоящая, дружная, большая семья. И на этом празднике звучали песни, частушки, читались стихи, загадки, потешки, звучала музыка, исполнялись русские Пляски, народные игры… Был и свой лесовик, ученик 11 класса Максим Рокин. Дети состязались в умении проявить смекалку. Под конец праздника учащиеся исполнили «Кадриль».
Закончились наши посиделки чаепитием. И тут опять восхищение и удивление. Чего только не приготовили ребятишки: тут и торты, различные печенья, домашняя выпечка, ароматный чай, тут и свежее молоко, варенье, баранки, салаты, квашенная капуста и море конфет.
В четверг проводился конкурс стихов, посвященных ВОВ. Открылся он песней «Вставай, страна огромная», которая сразу настроила на эмоциональный лад. У взрослых на глазах слезы, у ведущей - дрожь в голос, когда она сквозь слезы говорит, что для нашего Отечества это была война, сколько пришлось вынести на своих плечах, сколько было разрушено, не сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Мы, как нация, жива, пока жива наша память... Ученики читали стихотворения А. Ахматовой, А. Твардовского, К. Симонова и других. Все пришли к выводу, что поэзия военных лет сыграла большую роль в жизни народа. Она укрепляла веру в победу, давала силы перенести духовные испытания, помогла людям жить.
На пятый день был просмотр с последующим обсуждением фильма по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Предварительно была подготовлена выставка о писателе с рисунками учащихся по его книге.
В конце обсуждения подвели итог - кого же можно назвать настоящим человеком?
Некоторые ребята впервые смотрели этот фильм, и нужно было видеть их глаза, в которых светилась гордость за русского человека, восхищение подвигом летчика Маресьева.
Шестой день недели - закрытие. На нем подвели итоги, назвали лучших, наградили грамотами. Не обошлось без красочного оформления: выставлены конкурсные работы учащихся - лучшая стенгазета, рисунки «Фразеологические обороты» (победители Таня Писарева, Лена Скворцова, Виолетта Малаховская, Даниил Волков, Максим Рокин).
Рисунки по «Повести о настоящем человеке» - Максим Песоцкий, рисунки «О родном и любимом русском языке» - Лиза Андрусенко.
В общем, неделя русского языка и литературы удалась, и во многом благодаря энтузиазму учащихся и родителей. Но огромную роль в подготовке к Празднику сыграли замечательные душевные, энергичные, талантливые люди. Это Виктор Борисович Писарев – художник-оформитель всей нашей крестьянской избы и её утвари, и Марина Сергеевна Лазарько - удивляться приходится, сколько таланта, сколько трудолюбия, энергии у этого человека, и, конечно, такая широкая русская душа.
Отмечу и Татьяну Писареву, ученицу 10 класса, - умница, талантливая девочка, актриса, когда это необходимо, отзывчивая, настоящая помощница во всех школьных делах. Без этих людей не обходится ни одно мое мероприятие.
Я им особенно благодарна и выражаю свою любовь и уважение к ним через газету.
В.С. Музалева, учитель русского языка и литературы.