1941 год был трагическим для нашего народа. Немецкая армия семимильными шагами, ломая сопротивление советских войск, подходила к Москве.
Гитлер не додумал свои расчеты. Он был уверен, что войну удастся закончить за одну летнюю кампанию, и не предусмотрел для своей армии обмундирования, предназначенного для боев в зимних условиях. Между тем, зимой 1941-1942 годов под Москвой стояли морозы в 40-41 градус.
В это время я жил с семьей в городе Курлове Гусевского района Владимирской области, что в 250 км от Москвы. Военное командование СССР, учитывая тяжелую обстановку под Москвой, готовило силами гражданского населения вторую линию обороны за нашим городом. За 400 г хлеба в день все свободное население – старики и женщины – копали лопатами окопы и противотанковые рвы.
В нашем доме (город состоял из частных домов) солдаты ночевали три раза. Приходил вестовой и говорил: «Сегодня, мать, у вас будут ночевать шесть солдат». Столько лет прошло, а я не могу забыть тех солдат. Одеты были в шинели и валенки, на головах ушанки. Было им не больше 17-18 лет. А как кормили? Старший принес две мороженых буханки хлеба, нож их не брал. Попросили у матери пилу и распилили хлеб на равные части. Мать вскипятила им воды, больше у нас самих ничего не было. Ночевали на полу в шинелях.
Вторая группа солдат была такая же. Вооружены они были винтовками суворовских времен. А вот третья группа воинов была уже одета в полушубки и вооружена пулеметами. И кормили их хорошо.
После разгрома немцев под Москвой в наш поселок было направлено много пленных немцев. Часть их работала на стекольном заводе, остальные заготавливали лес для нашей армии. Также привезли много раненых советских воинов. На двух этажах средней школы разместили госпиталь.
Хотелось бы отметить заботу о нас, детях, в военное время. Несмотря на тяжелое положение в стране, нас в школе на втором уроке подкармливали. Ни один ребенок во время войны не был брошен и оставлен без внимания.
Александр Андреевич Блаженнов, майор в отставке