У ребенка, а затем подростка, действующего в качестве водителя велосипеда, должно быть сформировано соответствующее поведение. Он должен уметь разбирать конкретные дорожные ситуации и делать правильный выбор, не подвергая себя риску и опасности на дороге.
До определенного возраста ребенок не может правильно оценить дорожную ситуацию и тем более предвидеть развитие событий, т.е. поведение других участников дорожного движения, потому что не понимает причинно-следственной связи событий.
Поэтому Правила дорожного движения Российской Федерации разрешают управление велосипедом по дорогам только подросткам, которым уже исполнилось 14 лет. До этого возраста ездить на велосипеде можно только во дворе, на стадионе, пришкольной территории, в парке либо на специальных площадках.
Не следует забывать, что велосипед – это транспортное средство, причем одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные препятствия и столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.
Поэтому родителям, прежде чем воплотить мечту своего ребенка в реальность и приобрести ему велосипед, следует выполнить несколько важных правил и позаботиться о безопасности юного велосипедиста.
В первую очередь родителям необходимо обратить внимание на район проживания и убедиться в наличии безопасных мест, где ребенок мог бы кататься на велосипеде без риска быть сбитым автомобилем. При этом следует объяснить ребенку, что на придворовых территориях преимущественным правом движения пользуются пешеходы. Кроме того, здесь ездят автомобили, пусть и с небольшой скоростью, гуляют маленькие дети и пожилые люди.
То есть, даже в пределах собственного двора юный велосипедист не должен создавать помех другим участникам дорожного движения – этого требуют и элементарные нормы вежливости, и правила дорожной безопасности.
Допуская непоседливость детей, стоит учесть, что в любой момент ребенок может выехать из своего двора и направиться к другу или однокласснику на соседнюю улицу. Оказавшись на проезжей части в потоке автотранспорта, даже подготовленному человеку сложно сориентироваться в первые минуты движения, а что можно сказать о ребенке – одновременно крутить педали, удерживать руками руль, контролировать ситуацию вокруг себя и помнить о соблюдении мер безопасности. На любое изменение дорожной обстановки при отсутствии опыта и навыков ребенок может растеряться, начать паниковать и действовать неадекватно, и, как следствие, попасть в дорожно-транспортное происшествие.
Однако даже подросток, которому уже исполнилось 14 лет, вряд ли осознает всю ответственность, обладает определенными способностями и достаточными психофизиологическими качествами для самостоятельных поездок в городских условиях. В том числе, дороги и улицы нашего города не слишком приспособлены для езды на велосипеде: специальные велосипедные дорожки – отсутствуют, дорожное движение очень интенсивное, а о вежливости и культуре поведения водителей автомототранспорта и вовсе говорить не приходится.
Поэтому 14-летним велосипедистам, прежде всего, следует знать:
- Двигаться по дороге на велосипеде можно только по крайней правой полосе, в один ряд возможно правее, по ходу движения других транспортных средств. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.
Запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, а также перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты велосипеда, или груз, мешающий управлению. Недопустимо управлять велосипедом, не держась за руль хотя бы одной рукой. Ни на раме, ни на багажнике велосипеда нельзя перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками. О намерении совершить поворот следует предупреждать других участников дорожного движения вытянутой в сторону рукой, правой или левой, в зависимости от того, в какую сторону поворачиваем, а об остановке – рукой, поднятой вверх.
- Если необходимо пересечь проезжую часть, следует доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда, перейти дорогу по «зебре» с соблюдением всех норм и правил безопасности, и только после этого вновь садиться за руль велосипеда.
- Кроме того, совершенно не лишними будут и специальные средства защиты: шлемы, наколенники и налокотники. Конечно, они не решат всех проблем, но существенно снизят силу удара, а значит, и риск травмы при столкновении или случайном падении.
Помните! Ребенок учится законам безопасного поведения на дороге у родителей и взрослых. Воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге и не жалейте времени на обучение детей правилам дорожного движения. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить ребенка от несчастных случаев на дороге!
В.Н. Агафонова, инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД ОМВД России по Поронайскому городскому округу, капитан полиции