Тема защиты прав потребителей услуг мобильной связи очень актуальна для населения всей планеты, а не только Поронайского района, поэтому Всемирная организация потребителей в этом году призывает мировое сообщество обратить особое внимание на проблемы, которые возникают у потребителей услуг мобильной связи. Из года в год число пользователей услуг мобильной связи стремительно растет. За непродолжительное время мобильные телефоны перестали быть простыми устройствами голосовой связи. На смену им пришли мини-компьютеры, которые открыли для нас доступ к информационным системам жизнеобеспечения.
В рамках проводимого Всемирного дня защиты потребителей, Всемирная организация потребителей акцентирует внимание на следующих моментах:
- за «прозрачность» договоров на предоставление услуг связи, т.к. многие абоненты часто чувствуют себя обманутыми из-за отсутствия полной, четкой, понятной информации в договорах с операторами связи;
- за качество предоставления услуг связи;
- за своевременное предоставление информации о стоимости оказанных услуг мобильной связи;
- за безопасность и защиту от мошенничества в сфере предоставления услуг связи
- за обеспечение защиты персональных данных;
- за своевременное рассмотрение претензий, жалоб и предложений потребителей.
Потребителю следует знать, что оказание услуг связи осуществляется на основании письменного договора между пользователями и операторами услуг связи Согласно ст. 55 Федерального закона №126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. Претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме.
В случае неудовлетворения требований потребителя добровольно соответствующий спор может быть разрешен в рамках гражданского судопроизводства, поскольку согласно п. 1 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», защита прав потребителей осуществляется судом. За отказ продавца или исполнителя услуг решить вопрос в досудебном порядке, суд налагает штраф, половина которого перечисляется потерпевшему потребителю. При обращении в суд потребитель может предъявить требования о возмещении морального вреда, взыскании неустойки (пени).
Хотелось бы обратить внимание граждан на следующее:
1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и оказываемых им услугах.
Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров оказания услуг на русском языке, а также дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Информация об исполнителе (операторе связи) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии:
Информация об оказываемых услугах: в договоре об оказании услуг мобильной связи должны быть указаны следующие сведения:
В договоре должны быть указаны следующие существенные условия:
а) назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации или уникальный код идентификации;
б) оказываемые услуги подвижной связи;
в) порядок, сроки и форма расчетов;
г) система оплаты услуг подвижной связи.
Оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:
- выдает информацию о тарифах на услуги, о зоне обслуживания сети подвижной связи;
- выдает информацию абоненту о состоянии его лицевого счета и о задолженности по оплате услуг подвижной связи;
- осуществляет прием информации от абонента о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами подвижной связи.
Указанный перечень бесплатных информационно-справочных услуг не может быть сокращен. Перечень оказываемых платных информационно-справочных услуг определяется оператором связи самостоятельно.
При введении новых тарифов на услуги мобильной связи, оператор связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов обязан извещать об этом абонентов путём размещения указанной информации в средствах массовой информации. Такая информация чаще всего размещается на интернет – сайте оператора связи (если сайт зарегистрирован в качестве СМИ).
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несёт ответственность за недостатки услуги, возникшие у него вследствие отсутствия такой информации.
Очень часто в договор об оказании услуг мобильной связи включаются условия, ущемляющие права потребителей:
Вы должны помнить, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Потребитель вправе, при наличии в договоре об оказании услуг связи условий ущемляющих права потребителя, предъявить письменное требование исполнителю о внесении изменений в условия договора.
Способы восстановления нарушенных прав:
1. Административная ответственность:
Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя влечёт административную ответственность по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренной указанной статьёй составляет 1 год с момента заключения договора.
В целях привлечения исполнителя к административной ответственности по указанной статье, гражданину рекомендуется обратиться с письменным заявлением в территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Поронайском, Смирныховском и Макаровском районах.
Евгения Данилова