Рекламный баннер 990x90px ban1
100.03
105.73
Рекламный баннер 728x90px main1

О газете

День рождения газеты «Звезда» - 14 ноября 1947 года.

Средний тираж в советское время – 10 000 экземпляров. Периодичность выхода – 5 раз в неделю. Объем каждого номера – 4 полосы формата А3.

Газета издавалась способом высокой печати.

Ответственный секретарь редакции сдавал в типографию размеченные машинописные статьи и нарисованный вручную макет каждой полосы, где указывал расположение  материалов, шрифт и кегль (размер) основного текста и заголовков. Рабочим инструментом ответсека был строкомер – металлическая линейка с разметками под шрифт и строчку соответствующего размера.

В типографии газета начиналась с линотипа – машины, с помощью которой из расплавленного свинца отливались газетные строчки. Затем наборщик в соответствии с редакционным макетом набирал полосу из строчек, шрифтов и линеек на металлическом поддоне. Гранки полос несколько раз правились корректорами, после чего металлическую форму туго перевязывали веревкой и отправляли на ротатор.

Высокая печать – изобретение древнее. Со времен Ивана Федорова (Иоанна Гутенберга, если угодно) технология практически не поменялась. Высокая печать - это когда печатающий элемент находится выше уровня печатной формы, выступает из нее. У всех дома есть советские книжки 70-х. Так вот, если провести пальцем по страничке - почувствуете, что буковки "утоплены" в бумагу. Потому что книжки напечатаны методом высокой печати. Разница между Федоровым и современными высокими печатниками в том, что Федоров изготавливал макет страницы целиком, а современные печатники – частями (отдельные строчки, фотографические клише, линейки и т.д.).

Долгие годы основную площадь газеты занимали материалы производственного характера: строительство новых предприятий и дорог в районе, возведение жилых домов и «очагов культуры», трудовые успехи коллективов. В каждом номере обязательно присутствовали официальные сообщения Москвы – сейчас бы их называли пресс-релизами. Поронайцы должны были знать о важнейших событиях, происходящих в России и республиках Советского Союза, о решениях Президиума Верховного Совета и ЦК Коммунистической партии.

Постепенно район отстроился, жизнь потекла более спокойно. И хотя много писалось об ударниках очередной пятилетки, победителях соцсоревнований и заседаниях партийных ячеек, находилось на газетной полосе место и для частных объявлений, и писем трудящихся, стихов и прозы местных талантов.

С появлением телевидения газета стала публиковать программу передач тогда единственного центрального канала. Это сегодня печатные издания выходят с недельной сеткой вещания. Тогда ТВ-программа печаталась в каждом номере на один день недели. Только в пятничном выпуске ставились и передачи на выходные.

Тихо и мирно газета выпускалась до 90-х годов. В годы перестройки на ее страницах все чаще замелькали критические статьи по поводу удорожания товаров, пустоты продуктовых прилавков. Редакция стала испытывать трудности с финансированием. Ее учредителем была поронайская администрация, у которой самой не хватало денег на решение жизненно важных проблем района. В связи с этим периодичность «Звезды» сократилась до 3 раз в неделю.

Инфляция, ГКЧП и политическая нестабильность в стране отражается и на поронайской «районке»: как в материальном, так и содержательном плане. Редактор и депутат районного Совета Тамара Потапенко выносит на страницы газеты острые материалы, критикующие действия местной власти. Через некоторое время эта самая власть отказывается быть учредителем непокорного издания.

Чтобы жить дальше и оставаться муниципальной газетой, Потапенко находит нового учредителя в лице администрации поселка Вахрушев (он к тому времени вышел из состава Поронайского района и обрел полную самостоятельность).

Сотрудники редакции с трудом, но пережили то время конца 90-х, когда большинство предприятий и организаций месяцами не видели зарплату, а пенсионеры – своих пенсий. Вахрушев не мог обеспечить положенное финансирование печатному изданию, поэтому пришлось вновь пойти на сокращение выхода газеты – сначала «Звезду» перевели на двухразовый выпуск, а потом она стала еженедельной. Штат редакции сократился до 8 человек (в благополучное время здесь в штатном расписании числилось около 20 единиц). Тираж опустился до нижнего предела  - в районе 2000 тысяч экземляров (у людей не было денег на хлеб, не то что на газету).

Запах стабильности в стране люди почувствовали только в 2000-м году. Однако и в начале 21 века у «Звезды» по-прежнему были проблемы с выплатой зарплаты, копились немалые долги за полиграфические услуги. Учредитель не желал финансировать газету, хотя каждый год из областного бюджета на эти цели выделялось 400 тысяч рублей. И в 2002 году поронайская районка решилась и высудила у Вахрушева годовое содержание. Это был прецедент российского масштаба.

В это же время у сахалинских районок появляется надежда на нормальную жизнь – областная администрация решает напрямую помогать газетам, перечисляя деньги прямо на счет редакций. Это был спасательный круг не только для поронайской «Звезды».

Кроме средств к существованию, область обеспечила редакции районных газет современным оборудованием. Коллектив «Звезды» быстро освоил компьютерную верстку и нашел нового партнера – типографию издательского дома «Свободный Сахалин». Цены за печать в области оказались намного ниже, чем у местных полиграфистов, даже с учетом транспортных расходов на доставку отпечатанного тиража.

В связи с отсутствием финансирования от учредителя, редактор отказывается публиковать официальные материалы вахрушевской администрации. Газета становится ненужной ее хозяину. И в 2005 году мэр Вахрушева подписывает решение местного Совета депутатов о выходе из состава учредителей. Главная причина – «Звезда» крайне негативно отражает процессы реформирования местного самоуправления».

И вновь суд, и вновь «Звезда» выигрывает – решение мэра признается незаконным.

К тому времени редакция сменила свое местонахождение – сотрудники перебрались в трехкомнатную квартиру в центре Поронайска, переоборудованную под офис. До этого «Звезда» занимала второй этаж здания местной типографии, которая располагалась на окраине города.

Новоселье в центре города принесло газете новых клиентов – рекламодателей и частников. появилась возможность увеличить объем газеты до 8 полос. Однако денег по-прежнему хватало только на маленькую зарплату сотрудникам и самые необходимые расходы. Вновь пришлось сократить штат – до 5 человек.

В такой ситуации редактор принимает решение отказаться от учредителя и перейти на новую форму собственности – частную. Это позволило в разы снизить налоги и стать прибыльной организацией.

Рекламный баннер 728x90px main2