Рекламный баннер 990x90px bantop

Кто же ты такой, капитан Гастелло?

03:36 18.07.2019 16+

Словарь-справочник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На странице 131 маленькая статья: «ГАСТЕЛЛО НИКОЛАИ ФРАНЦЕВИЧ (1908 — 41), советский лётчик, Герой Советского Союза (1941, посмертно), капитан (1940). Член КПСС с 1928 года. В Советской Армии с 1931. Окончил Луганскую военную школу лётчиков (1933). Участник советско-финляндской войны 1939-4о. В Великую Отечественную войну командир бомбардировочной эскадрильи. 26 июня 1941 года погиб в бою, направив подбитый самолёт в скопление танков противника. Вместе с ним погибли члены экипажа — старший лейтенант А.А. БУРДЕНЮК, лейтенант Г.Н. СКОРОБОГАТЫИ и старший сержант А.А. КАЛИНИН. Гастелло зачислен навечно в списки части, в которой служил».

На меня с фотографии смотрит очень молодой и красивый человек. Мягкие карие глаза, волевой жёсткий подбородок, удивительно красивые, чётко очерченные губы. Этот человек явно немногословен, не скажет лишнего и не обидит никого. Так ли это? Кто же ты такой капитан Гастелло?

 

Род его — из деревни Плужаны, что под городом Новогрудок в Белоруссии. Правильно его фамилию по-белорусски следовало бы писать и произносить «Гастылло», а Гастелло — это по московскому мягкому говору. Так стали называть его отца Франца Павловича в литейной Московско-Казанской железной дороги, куда он вместе с семьёй переехал задолго до революции. Нужда заставила.

На Красной Пресне, в Москве, и родился в 1908 году Николай Гастелло.

Отцом Николай очень гордился и всегда с огромной теплотой говорил: «Мы вместе с отцом у вагранки стояли». Сперва он был стерженщиком, потом перешёл на формовку. Любил слушать рассказы отца о том, как он трудился на субботнике вместе с В.И. Лениным. Позже Николай работал на заводе в Муроме. А в авиацию был направлен Московским городским комитетом партии в 1932 г. Отучившись, Николай Францевич стал участником боевых действий на реке Халхин-Голе, а затем  - финляндский фронт.

Весной 1941 года был направлен в дивизию бомбардировщиков дальнего действия. Он всегда делился своим боевым опытом с товарищами, был очень прост в общении и поэтому легко завоевал авторитет среди сослуживцев. Любил добрую шутку, увлекался спортом, особенно футболом, был отличным нападающим.

Литература... Ей Николай отдавал почти всё своё свободное время и являлся непременным участником всех собраний литературного объединения при редакции многотиражной газеты 42-й бомбардировочной авиационной дивизии. На этих собраниях обсуждались новинки литературы, читали свои произведения пилоты. В части был талантливый поэт из Чувашии лётчик Борис Шашков. С Николаем они были хорошие друзья. Однажды Борис прочитал товарищам строки из стихотворения «Слово перед боем», которое было опубликовано в дивизионной многотиражке 15 мая 1941 года:

Мы ринемся в бой

соколиный, да так,

Чтоб небо взревело

от грома атак,

Чтоб зубы скрипели,

трещали хребты.

Со смертью в обнимку

и с пулей на «ты».

За Родину нашу,

что кровью добыта,

Мы недругу сломим

клыки...

Николай Гастелло, взволнованный, поднялся, подошёл к Шашкову, пожал руку: «Хорошо написал! Так и будет!». Борис Шашков героически дрался с врагом и погиб в самом начале войны.

Комиссар   дивизии   Григорий   Дмитриевич   Колобков   не   раз   ставил политработникам Николая Гастелло в пример: «И лётчик отменный, и людей умеет вести за собой!»

Дивизионная газета рассказывает: «В пять часов утра тревожный сигнал сирены известил о боевой тревоге. Люди молниеносно вскакивают с коек и занимают свои боевые посты... В бой, в решительный бой улетают соколы. Корабли ведут лётчики Титов, Лобанов, Толмаков, Воробьёв, Гастелло и другие».

Война. Началась война. Это было 22 июня 1941 года, а газета вышла 23 июня. И первую победу дивизии принёс Николай Гастелло.

На третий день войны над аэродромом дивизии появился вражеский самолёт-разведчик Ю-88. Он кружил на высоте 200 метров. Был открыт огонь, но «юнкерс» не уходил. И тут капитан Гастелло сел в свой бомбардировщик, припал к турельному пулемёту и дал две длинных очереди. «Юнкерc» загорелся и стал уходить от аэродрома за лес, резко снижаясь. За лесом он приземлился на «брюхо».

Подоспевшие воентехники 2-го ранга А.Сушкевич, А Масленников и шофёр с бензозаправщика пленили гитлеровцев и доставили их в штаб.

Поначалу фашисты вели себя очень нагло, а потом скисли. Жидкими оказались на расправу. Нервы у них сдали, пришлось «отпаивать» валерьянкой. Пленные рассказали, что они бомбили Францию, Англию, к нам летели из Кенигсберга. Когда закончился допрос, Николай вышел из штаба и с гневом сказал: «Взбесившиеся твари. Огнём их выжигать!».

Воспоминания капитана 1-го ранга Г. Грабченко, бывшего редактора газеты 42-й дивизии авиации дальнего действия:

«В моём дневнике сохранились записи того дня, когда Николай Гастелло ушёл в свой бессмертный полёт. Тяжело. Очень тяжело. Цели бомбёжек всё ближе и ближе.

Фашисты прут, наши бомбардировщики уходят по два-три раза в день на боевые задания. Скоро очередь экипажа Николая Гастелло. Подвешиваются бомбы. Заправляются горючим баки.

Под крылом, в тени, сидит командир. Он осунулся, лицо стало жёстче. Подхожу к нему. Откладывает в сторону книгу. Смотрю - «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Перехватив мой взгляд, говорит: «Видел Михаила Александровича в Ростове, когда там служил. Выступал он в Доме офицеров... Скажу тебе, человечище, сила. И люди у него в книгах, как отлитые».

Разговор обычный для редактора девизионки: с кем летит, какая цель. Николай Гастелло говорит: «Экипаж полный интернационал, семья народов. Командир, как сам знаешь, белорус. Штурман Анатолий Бурденюк — украинец. Стрелок-радист Алексей Калинин — ненец. Русский, адъютант эскадрильи Григорий Скоробогатый, сам напросился в полёт. Так вот и летим».

Машины уходят в воздух, это была  пятая бомбёжка, которую исполняла в составе бомбардировщиков дальнего действия эскадрилья Николая Гастелло».

Теперь пусть говорят документы: 28 июня 1941 года в газете 42-й дивизии была напечатана корреспонденция «Героический подвиг». Привожу её почти полностью.

«Четыре часа дня. Небо совершенно прозрачно. Звено получило задание: задержать продвижение мотомеханизированной части противника. Через несколько минут самолёты поднялись в воздух... Цель была близка. Самолёты начали снижать высоту...

Первый заход удачный. Лётчики совершают второй заход... Вот на голову противника опустошил люк со смертоносным грузом лётчик тов. Гастелло. И в этот момент происходит роковая и непредвиденная случайность, одна из тех, которых не избежать в любом сражении; ослепительный огонь охватывает самолёт тов. Гастелло. Машина резко накренилась на правый бок. Это попал снаряд вражеской зенитки. На землю сверкающей ракетой падала смертельно раненная стальная птица — родной самолёт. Вывести самолёт из вражеского окружения невозможно, и командир решил иначе. Он направил свою гибнущую, превратившуюся в факел машину в самый центр скопления вражеских машин...

Какую же надо иметь силу воли, какую уверенность в конечной победе, чтобы в предсмертные мгновения оказаться достойным такого подвига!

Так, до последней секунды не выпуская из полусожжённых рук рычаги управления, с честью вьполнил тов. Гастелло ту самую клятву, которую когда-то он дал перед лицом родной страны.».

К корреспонденции надо сделать добавления. Первое: был приказ бомбить вражеские танки с высоты в шесть тысяч метров. Бомбили с высоты в четыреста метров; так во много раз опаснее, но так вернее, бомбы ложатся точно. Второе: заметив вражескую зенитку, бившую по товарищам, Николай Гастелло подавил её. Третье: стрелок-радист Алексей Калинин успел передать в штаб: «Прощай Роди...» Слово «Родина» он до конца не успел передать. Слово Родина осталось в сердце огненного экипажа.

Товарищи огненного капитана в ноябре 1941 года обратились с призывом ко всем лётчикам, штурманам, стрелкам-радистам, техникам и младшим авиаспециалистам дальнебомбардировочной авиации Красной Армии с призывом:

«Пусть помнит враг, что Гастелло погиб смертью храбреца, но гастелловцы живут, громят и будут громить гитлеровские войска смело, решительно, беспощадно».

Подвиг Гастелло и его друзей стал факелом героизма. За годы Великой Отечественной войны их подвиг повторили свыше 300 легендарных экипажей. Кстати сказать, фашисты ни разу не осмелились ни на таран, ни на смертное пике. 26 июля 1941 года Николаю Францевичу Гастелло было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. Он стал одним из первых Героев Советского Союза после начала Великой Отечественной войны. Его товарищи по оружию, по подвигу так же были награждены посмертно орденами.

Вот, что хотелось рассказать нам о том, кто такой был капитан Гастелло Николай Францевич, именем которого назван наш посёлок в Сахалинской области. Обидно, что когда ребята поисковой группы «Бригантина» брали интервью у жителей нашего города о героях, именами которых названы у нас в городе улицы, а в области посёлки - никто не назвал имя Гастелло. Поэтому мы и решили написать об этих мужественных и бесстрашных воинах Николае Гастелло, Анатолии Бурденюк, Григории Скоробогатом и Алексее Калинине.

Мы использовали материал из статьи «Николай Гастелло и его друзья». Написал эту статью Г. Грабченко капитан запаса 1-го ранга, бывший редактор газеты 42-й дивизии авиации дальнего действия.

Поисковая группа «Бригантина», руководитель Г.А. Медведева, МБОУ СОШ № 7

8564

Оставить сообщение:

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
Yandex.Metrica